ABS система
19.04.2024538

ABS система

Что такое ABS система? Каков принцип ее работы?

            Антиблокировочная система или сокращенно ABS (АБС) обозначает систему, не позволяющую колесам транспортных средств совершать блокировку во время экстренного торможения. Такое решение стало одним из самых первых электронных систем активной безопасности, которую впоследствии было решено внедрять во все автомобили.

            На сегодняшний день антиблокировочная система – это неотъемлемый элемент почти всех современных автомобилей, включая даже бюджетный транспорт. Вдобавок, в наиболее развитых государствах обязательное наличие такой системы в машине полагается законом.

            Многие владельцы автомобилей знают о существовании данной системы, тем не менее, некоторые из них не понимают, что собой представляет антиблокировочная система, и каков принцип ее работы. В этой статье мы постараемся доходчиво объяснить устройство АБС, ее функции и значение, а также рассмотрим причины, по которым нужно следить за исправной работой этой системы.

Система ABS: ее устройство и принцип работы

            В первую очередь, на приборной панели многих транспортных средств при активизации зажигания загорается индикатор антиблокировочной системы.

  К тому же, при резком нажатии на тормоз, можно прочувствовать вибрацию педали. Это говорит о наличии и работоспособности системы ABS.

            Итак, эта система не дает колесам блокироваться во время активного торможения. Она предотвращает полную потерю контроля при блокировке колес, то есть она позволяет контролировать давление в тормозных магистралях.

            Прежде всего, машина без антиблокировочной системы с нажатием на тормоз при полностью заблокированных колесах всего лишь скользит и не реагирует на руль автомобиля. Поэтому, чтобы управлять авто, нужно отпустить педаль тормоза и немного разблокировать колеса, разрешив им вращаться.

            Опытные водители понимают эту особенность и порой ездят без антиблокировочной системы, то есть практикуют прием импульсного торможения, при котором водитель резко нажимает и потом немного отпускает тормозную педаль, блокируя колеса с целью торможения, но, не допуская комплексной блокировки, дабы не возникла потеря контроля.  

            Разумеется, начинающий и неопытный автомобилист во время экстренного торможения пугается и сильно жмет на педаль тормоза. Автомобиль без наличия такой системы становится неуправляемым, а вращение рулем в момент торможения не дает возможности поменять траекторию движения автомобиля.

            При этом теряется управление ТС, не удается объехать преграду, как-то поменять траекторию движения автомобиля во время торможения. Следовательно, эти факторы на протяжении довольно долгого времени были причинами многих аварий, влекущих серьезные последствия.

            Для решения этой проблемы создали антиблокировочную систему. Короче говоря, когда водитель резко нажимает на педаль тормоза, система АБС повторяет активность профессионального гонщика, который резко нажимает, а потом немного отпускает тормоз. Стоит брать в расчет, что электронная система делает это гораздо быстрее и действеннее по сравнению с людьми.

            Вибрации, ощутимые во время активности системы на тормозные педали и есть импульсы-нажатия. Таким образом, когда АБС понимает, что колесо блокируется,  она помогает снизить давление в тормозной магистрали на этом колесе, чтобы разрешить ему вращаться.

            Пока водитель «держит» тормозную педаль, блокировочный и антиблокировочный процесс колеса возникает безостановочно по несколько раз в секунду до того, как водитель не остановиться резко нажимать на педаль тормоза. Антиблокировочная система построена таким образом, что антиблокировка активизируется исключительно во время активного торможения, другими словами, при легком подтормаживании ее невозможно почувствовать.  

Вдобавок, можно отметить, что на транспортном средстве с антиблокировочной системой, машина  во время экстренного торможения имеет длинный тормозной путь, если сравнивать модели без этой системы в тех же обстоятельствах.

Устройство ABS

Теперь можно перейти к непосредственному устройству антиблокировочная система  включает в себя следующие основные компоненты:

  • блок;
  • набор датчиков;
  • клапаны для сброса давления;
  • проводка;
  • насос.

Cначала эта система определяет, какое колесо совершает блокировку, потом открывается клапан, и давление тормозной жидкости резко падает. Затем клапан закрывается и давление начинает расти. В случае если в антиблокировочную систему включен насос, это помогает намного быстрее сделать необходимое давление.  В итоге, связка блок + датчики на колесах действенно справляются с этой проблемой.

Полезные рекомендации

Если в развитых государствах транспортные средства без ABS крайне редко можно встретить, то на территории стран СНГ по дорогам ездит большое количество этих машин.  Кроме того, на многих авто эта система вообще неисправна, а водители не спешат уладить эту проблему.  

Так или иначе, понимание того, для чего необходимо эта система, что она собой представляет, и как она функционирует, дает некоторые советы водителям, которые такой системой  не владеют.

Иначе говоря,  работу антиблокировочной системы можно заменить прерывистым торможением, нажимая на педаль повторяющимися качками-толчками. Разумеется, в экстренной ситуации пользоваться этим способом весьма тяжело, поскольку водитель инстинктивно нажимает на тормоз со всей силы, при этом, не убрав ногу.

Заключение

Учитывая все вышеописанное, можно заявить, что для повышения комфорта, уверенности и безопасности, оснащение транспортного средства системой ABS является обязательным. А понимание принципов ее работы и какого именно торможения нужно ждать на машине с этой системой, помогает заблаговременно брать в расчет немного увеличенный тормозной путь.