Что такое ЭБУ
20.04.2024789

Что такое ЭБУ

Современные автомобили переполнены различной электроникой и все чаще напоминают сплошное переплетение датчиков, проводов и компьютеров. Исходя из этого возникает вполне закономерный вопрос – каким образом происходит контроль всего установленного оборудования?

ЭБУ

Электронный блок управления, контролер или просто ЭБУ – это по сути «мозг» всего автомобиля, а также незаменимое устройство, контролирующее практически всю электронику. В технической документации нередко используется только аббревиатура, поскольку расшифровка максимально понятна и напоминать о ней лишний раз нет смысла, ведь куда важнее понимать предназначение и принцип работы данного механизма.

Для чего нужен контролер?

Как уже было сказано, ЭБУ – это мозги всего автомобиля, без которого мы бы получили бесполезную груду металла с проводами, датчиками и другими устройствами, никак не связанными друг с другом. Если не будет ЭБУ, то и машина просто никуда не поедет.

Контролер – устройство, которое продолжает функционировать от момента запуска двигателя и до его остановки. Некоторые ЭБУ поддерживают работу даже при заглушенном двигателе, обрабатывая поступающую информацию из различных источников. В нормальном режиме работы, на данное устройство поступает огромный объем информации от всех датчиков и устройств, уставленных на автомобиле. Контролер обрабатывает полученную информацию, после чего отправляет её в «исполнительные устройства». Благодаря ЭБУ обеспечивается работа системы зажигания, топливных насосов, форсунок и многих других электронных узлов.

Если говорить простыми словами, то контролер выступает в качестве посредника и руководителя для всех электронных устройств, предусмотренных в автомобиле. Начиная от системы безопасности и подачи топлива, заканчивая работой поворотников и фар автомобиля. Среди основных датчиков, которые напрямую зависят от ЭБУ, можно выделить сразу несколько из них, которые отвечают за:

  • холостой ход автомобиля;
  • систему стабилизации;
  • скорость;
  • уровень нажатия педали акселератора;
  • АБС;
  • уровень ОЖ;
  • кондиционер;
  • гидроусилитель и электроусилитель руля и пр.

В данном перечне обозначен лишь небольшой набор устройств, которые есть практически в любом современном ТС. Без контролера все они не смогут работать в нормальном режиме, либо вовсе не будут выполнять возложенные на себя функции.

ЭБУ получает информацию, обрабатывает её и только после этого посылает различные команды системам, узлами и различным механизмам автомобиля. Благодаря контролеру удается внести изменения в работу:

  • зажигания;
  • системы кондиционирования;
  • фаз газораспределения;
  • освещения;
  • выхлопной системы;
  • подогрева;
  • АКПП;
  • стеклоподъемников и пр.

Чем дороже и продвинутее в техническом плане автомобиль, тем больше в нем встроено электроники, а поэтому и на ЭБУ возлагается дополнительный объем работы для посылки команд целому ряду устройств и систем.

Как выглядит контролер?

Многие узнав о функциональности, предназначении и возможностях ЭБУ, полагают, что устройство должно выглядеть как компьютер внушительных размеров, за исключением разве что дисплея. В действительности все обстоит гораздо иначе, а автовладельцы, которые впервые сталкиваются с контролером сильно удивляются, видя реальную форму этого незаменимого устройства.

По своему внешнему виду контролер напоминает небольшой блок, чаще всего прямоугольной формы. Как правило, для изготовления корпуса используется алюминий, который отличается высоким показателем устойчивости к образованию коррозии. Также в качестве материала для изготовления корпуса может служить металл или пластик. Корпус может быть расположен как внутри салона, так и под капотом (в зависимости от контрактного бренда и марки автомобиля). Если ЭБУ установлен в салоне, то корпус обычно изготавливают из полимера или пластика, ведь угроза износа и механические повреждения минимальны. Когда инженеры устанавливают контролер в подкапотном пространстве, то в этом случае обычно используют антикоррозийные материалы.

Наружу из корпуса выводится 2 разъема адоптированных под шины типа CAN. Именно через них и происходит взаимосвязь (соединение) всех элементов, устройств и датчиков. Дополнительно на корпусе есть разъем, предназначенный для проведения диагностики оборудования. С его помощью меняют и обновляют ПО, удаляют ошибки, чистят кэш и выполняют другие важные настройки.

Оребрения, которое можно заметить на контролере – это инженерно-техническое решение, призванное решить проблему с перегревов оборудования. Примерные размеры ЭБУ 35х35 мм при толщине около 50-70 мм.

Внутренняя компоновка

Внутри корпуса расположена плата, которая и является основным элементом всей системы. По своему внешнему виду напоминает самую обычную плату, которую можно найти в СБ обычного ноутбука или ПК. Разбираться в подробности устройства платы контролера нет смыла. Тут важно подчеркнуть, что она включает в себя 2 основных узла:

  1. Программное обеспечение (ПО).
  2. Память.

Причем нужно отдельно заметить, что память в ЭБУ бывает трех типов:

  • ЭРПЗУ;
  • ОЗУ;
  • ППЗУ.

ПО – это не менее важный компонент, который бывает 2 типов:

  1. Функциональное ПО – наиболее важный тип программного обеспечения, сюда входит вся возможная информация с различных устройств, узлов и датчиков ТС. ПО анализирует полученную информацию, после чего отправляет соответствующие команды на исполнение запросов.
  2. Модули или контрольные микросхемы. Данное ПО предназначено для контроля полученной информации и обнаружении возможных ошибок. Как только будет замечена ошибка, то ПО выдает это на панель приборов. Check – это именно то, что видит человек, когда в авто есть определенные сбои. Причем если ошибка критическая, то ЭБУ может просто заблокировать возможность запуска ДВС.

ПО позволяет проводить чип-тюнинг, внося новые алгоритмы и снимая определенные ограничения.

Расположение

Место расположения напрямую зависит от марки и модели автомобиля. Однако существует два основных места, куда обычно устанавливают контролер в процессе сборки ТС:

  • подкапотное пространство;
  • салон.

Найти ЭБУ даже в новом автомобиле очень просто, ведь вся информация прописана в инструкции и условиях эксплуатации. Однако даже и без этих сведений можно без труда найти данное устройство, ведь производители никогда не устанавливают ЭБУ в труднодоступных местах.

Признаки неисправности контролера

Существует несколько признаков, которые могут свидетельствовать о наличии проблем с ЭБУ:

  • на панели приборов горит ошибка;
  • часть систем блокируется;
  • двигатель не запускается;
  • ДВС работает нестабильно.

Любая, даже самая незначительная ошибка в работе ЭБУ – это достаточно неприятная ситуация, ведь данное устройство считается максимально долговечным и надежным элементом всей системы. Если происходит поломка, то стоимость ремонта может быть очень высокой, кроме этого нередко приходится полностью менять контролер (в случае большого количества ошибок, механических повреждений и невозможности ремонта).

Причины поломки устройства обычно самые банальные:

  • короткое замыкание;
  • неправильная эксплуатация;
  • попытка сделать чип-тюнинг;
  • перегрев устройства;
  • влияние коррозийных процессов;
  • попадание внутрь влаги;
  • механические повреждения.

Обычно к серьезным проблемам относят перегорание платы – это повреждение, которое практически не оставляет никаких шансов восстановить ЭБУ.

200-400 долларов – средняя стоимость данного устройства. На более дорогих автомобилях, стоимость может превышать не одну тысячу долларов. В независимости от причины поломки, автомеханики рекомендуют провести детальную диагностику, чтобы выявить причину неисправности и определить степень повреждений. Если ремонт невозможен, то проводится замена контролера.