Что значит бедная смесь
20.04.2024947

Что значит бедная смесь

Что собой представляет бедная смесь? Причины ее образования и последствия

         Бедная топливовоздушная смесь – это когда много воздуха, но мало топлива.

Чтобы транспортное средство могло нормально функционировать, силовому агрегату требуется качественное питание. Для того чтобы в камерах сгорания возникал взрыв нужной силы и мощности, смесь топлива и воздуха обязана быть высококачественной. Порой она изготавливается с отклонениями в одну или другую сторону. Такую смесь принято называть бедной, или же, напротив, богатой. Что собой представляет такой вид топливной смеси, какие причины и симптомы бедной смеси, и как функционирует ДВС? В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Смесеобразование в  автомобильном моторе

В двигателях транспортных средств горючая смесь нужного состава приготавливается в карбюраторах либо когда рассчитывается при помощи электроники в инжекторной системе питания. Нормальной считается такая смесь, в которой на 1 кг бензина либо прочего горючего применяется 15 кг воздуха. В таком режиме мотор функционирует довольно экономично, а его мощность славится очень высоком уровнем.

Чтобы хорошенько сэкономить, необходимо увеличить количество воздуха в топливной смеси. Таким образом, обедненная смесь – это когда всего на 1 л бензина применяется вплоть до 17 кг воздуха. При этом расход горючего минимален, а мощность теряется всего лишь на 12-15%. Смесь называют бедной, в случае если на 1 л бензина допускается более 17 кг воздуха. При таком составе двигатель не может функционировать в обычном порядке, поскольку используется огромный объем топлива, а его мощность уменьшается в значительной степени.

Нужно учитывать то, что это явление плохо сказывается на силовом агрегате, и оно зачастую приводит к пропускам в системе зажигания и заметным задержкам во время нажатия на педаль.

Кроме того, нестабильный двигатель может звучать по-другому во время работы. Тем не менее, обычно в инжекторных моторах устанавливают лямбда-зонд, который контролирует качество топливной смеси в камере сгорания.

Признаки обеднения топливно-воздушной смеси

Давайте разберем основные признаки возникновения обедненной топливной смеси. Прежде всего, если силовой агрегат регулярно «глохнет», это говорит о главном симптоме обеднения смеси топлива. Так, при совсем маленьком количестве бензинных паров в топливной смеси искра, которая генерируется при помощи свечи, не способна воспламенить такую топливную смесь.

Следующим симптомом можно считать ситуацию, при которой автомобиль во время движения дергается. Порой этот признак может свидетельствовать и о прочих проблемах. Соответственно, рекомендуется осуществить проверку прочих систем.

Более того, при помощи свечей можно определить, производится ли бедная топливная смесь или нет. Однако это можно сделать лишь  с инжекторными двигателями. Так, если свечи коричневого цвета, то с мотором все хорошо, но если они белые или светлые, то это указывает на явное преобладание воздуха в смеси.

К тому же, если на элементе можно найти нагар темного цвета, это свидетельствует о недостатке воздуха. Но нагар далеко не всегда можно назвать верным показателем неправильной топливной смеси.

В случае неверного зажигания цвет свечи не соответствует нормальному. Если в силовой агрегат поступает обедненная топливная смесь, то автомобилист слышит соответствующие хлопки в устройстве глушителя. Если топливная смесь бедная, то он звучит, как автомат. В противном случае, состав чересчур богат, и взрывы будут одиночными и короткими.

 Наиболее точным определением обедненной смеси является проверка выхлопных газов посредством газоанализатора. В случае если мотор функционирует неправильно, это определит бортовой компьютер либо же система диагностики. Так, в списке ошибок современных ЭБУ есть ошибка – бедная смесь, которая обозначена как «P0171».

К чему может привести использование двигателя на бедной топливной смеси?

На самом деле, последствий не очень много. Мотор, как правило, будет задыхаться во время его активности на холостых оборотах. Вдобавок, есть существенный риск перегрева, то есть смесь сгорает намного медленнее, чем это требуется. Силовому агрегату будет довольно сложно набрать необходимые обороты под такой нагрузкой. В более серьезных случаях, когда долгое время производится бедная топливная смесь, ДВС перегревается, и происходит прогар клапанов, что приводит к серьезным ремонтным работам и, соответственно, к большим расходам.

Кроме того, огромный топливный расход будет также неприятным последствием использования бедной топливной смеси. Расход увеличиться из-за сложностей во время набора оборотов.

Причины возникновения бедной смеси

Как правило, водители инжекторных транспортных средств находятся в курсе того, что благодаря ЭБУ и определенных настроек в прошивке двигатель способен сам менять соотношение воздуха и паров бензина, при этом изменяя топливную смесь. Некоторые владельцы ТС даже придерживаются такого мнения: двигатель функционирует самостоятельно, и это нормально. Тем не менее, многие водители инжекторных ТС напрочь забывают про баланс, и поэтому возникает бедная смесь.

Выделяется несколько основных причин приготовления неправильной топливной смеси, а именно:

  • чересчур большой объем воздуха в смеси;
  • маленькое количество горючего в смеси.

Ошибки, которые напрямую связаны с бедной топливной смесью, зачастую происходят, когда подается много воздуха. При таком раскладе нужно осуществить проверку сенсора расхода топлива, так как порой каналы датчика являются очень загрязненными. Также можно выделить вакуумную утечку и клапан EGR, всасывающий дополнительный воздух. Такой клапан может быть неисправным либо неплотно закрываться. В случае если в цилиндры проходит бедная топливная смесь, то причинами могут стать как инжектор, система топлива, зажигание, так и неполадки в системе газораспределения.

Каким образом осуществить проверку клапана EGR?

 Для того чтобы проверить функционирование этого клапана, сначала необходимо его демонтировать. Тестирование можно провести посредством струи сжатого воздуха, которая попадает в одно из имеющихся отверстий. Обычно клапан засоряется из-за наличия в нем большого количества грязного воздуха. На его гнезде либо пластинке создаются углеродистые отложения, поэтому клапан заклинивает, и готовится неправильная  топливная смесь.

 Датчик ДМРВ

Порой следует диагностировать все, что только возможно. Можно начать с проверки датчиков. Как правило, забитый или засоренный датчик расхода воздуха является одной из самых распространенных проблем. Так, если на нем скопилось много грязи, то это легко может привести к медленной реакции ЭБУ на расход и смену воздуха. Еще датчик может быть загрязнен по причине испарений горючего во впускном коллекторе.

Проблемы во впускной системе

Чтобы решить все проблемы обедненной смеси нужно провести проверку дроссельной заслонки, положение которой должно соответствовать положению педали акселератора. Когда дроссельная заслонка автоматическая, нужно взять в расчет то, что ее положение должно быть аналогичным температуре ДВС. На горячем моторе она обязана быть открыта, на холодном – повернута на конкретный угол. В случае если заслонка полностью открыта, это показывает на то, что система регулирования воздушной заслонки нерабочая.

 Неисправности в ГРМ

Нужно частенько осуществлять проверку механизма газораспределения, а при возникновении необходимости – настраивать. Следует особое внимание уделять  натяжному ролику и ремню. Так, если привод является цепным, то проверять нужно и  цепь с системой натяжителей.

Система топлива

Также следует проверить топливную систему, во всяком случае, лишнем точно не будет. Необходимо проверить производительность форсунок, поскольку часто много проблем, связанных с форсунками связаны именно с  некачественным бензином. В этом случае  нужно всего лишь промыть детали.

После этого обычно диагностируют уровень топливного давления и производительность бензонасоса, если он есть в наличии. Далее проверяют напряжение на насосе, регулятор давления горючего и топливный фильтр.

Ложные ошибки

Бывает, что система с ошибками бедной топливной смеси выявляет и прочие коды. К ним относятся p0100 и p0102. Они указывают на наличие проблемы в датчике. Чтобы устранить такую проблему, нужно очистить его при помощи специальных средств или просто заменить его на новый.

Заключение

Нужно учитывать то, что если силовой агрегат долго эксплуатируется с такой проблемой, то  его ресурс может заметно сократиться. Бедная топливно-воздушная смесь может стать веским основанием быстрой поломки многих различных узлов. Поэтому, чем быстрее вы проведете диагностику, тем быстрее вы устраните эту проблему. Затягивать с этим делом строго не рекомендуется.