ESP система
29.03.2024591

ESP система

Что собой представляет ЕСП система в автомобиле и как она работает?

 

            Сегодня многие автомобили, даже будучи в базовой комплектации, имеют разные системы активной и пассивной безопасности. Среди электронных помощников можно назвать антиблокировочную систему ABS, систему стабилизации ESP (Electronic Stability Program)  и тому подобные.

Однако вовсе не каждый водитель знает, для чего необходима ЕСП система, как улучшается качество курсовой устойчивости посредством функционирования системы стабилизации, и что произойдет при отключении самой стабилизации кнопкой ESP OFF.

Почему необходима система стабилизации?

Система ЕСП в транспортном средстве — это динамическая система стабилизации. Сначала такую систему серийно внедряли в немецкие автомобили Mercedes-Benz. Для определения этой системы разработчики могут пользоваться и следующими аббревиатурами: VSC, DSC, VDC, ESC и так далее.

Главные цели ESP системы:

  • проконтролировать курсовую устойчивость;
  • оказать помощь автолюбителю в безопасном управлении транспортным средством на высоком скоростном режиме и на проблемной дорожной разметке.

Кстати, стабилизационная система позволяет сохранить траекторию движения и стабилизирует автомобиль во время совершения маневров на скользкой поверхности.

Принцип работы стабилизационной системы

После  того, как мы вам объяснили, что из себя представляет система ESP и для чего она необходима, нужно также понять принцип ее устройства. В первую очередь, в нее входит:

  • блок управления;
  • группа датчиков.

К блоку поступают сигналы прямиком с датчиков, которые прослеживают курс движения транспортного средства, а также учитывают угол поворота руля и открытия дроссельной заслонки. На блок системы поступают данные о боковых ускорениях автомобиля, направлении заноса и прочих показателях.

Системный блок ответственен за управление поперечной динамики машины, он предотвращает срыв в занос, боковое скольжение и так далее. Нужно также брать в расчёт, что система стабилизации непосредственно зависит от ABS и ЭБУ силового агрегата. К тому же, в случае если АБС не функционирует, ЕСП тоже будет недееспособна. Антипробуксовочная система тоже тесно связна с ESP.

Впрочем, система ESP признана независимым контроллером с датчиками, которые были встроены в контраварийные системы. Сигналы на блок поступают сразу с датчиков скорости вращения колес.

Тем не менее, ключевыми датчиками стабилизационной системы признаны:

  • датчик угловой скорости касательно вертикальной оси;
  • датчик поперечного ускорения;

Эти системные датчики – датчики курсовой устойчивости. Если величина бокового скольжения на вертикальной оси окажется выше нормы, система стабилизации ESP станет функционировать. Она поможет вернуть автомобиль на правильный курс, подтормаживая одно или несколько колес.

Учитывая, что на блок поступают данные об оборотах двигателя, скорости движения машины, на какой угол повернуто непосредственно рулевое колесо и так далее. действие системы происходит очень мягко и безопасно.

В различных случаях ESP выявляет колесо, которое нужно замедлить. Торможение происходит благодаря гидромодулятору. Важно, что вместе с этим система стабилизации активна всегда, функционирует и при разгонах, торможении и так далее. Алгоритм работы во всем случаях будет разным. Сейчас существуют адаптивные ESP, способные взаимодействовать с коробкой-автомат.

В итоге, стабилизационная система во время езды сильно оценивает условия и принимает контраварийные меры. Важно, что водитель в обычных режимах может и не заметить работу данных.

Отключение электронной стабилизации

Зная все особенности ESP системы и принцип ее работы, стоит также отметить, что в некоторых транспортных средствах с ESP, есть кнопка ESP OFF, которая обозначает, что систему можно деактивировать. Некоторые водители не понимают, зачем ее нужно нажимать.

На самом деле, систему можно отключить, если водитель довольно опытный и специально хочет эксплуатировать ТС в спортивных и экстремальных режимах. По сути, система стабилизации иногда мешает. Иногда для выхода из заноса приходится превысить обороты двигателя, а система ЕСП дает команду на ЭБУ сократить подачу топлива.

Вдобавок, у большинства машин система ESP после нажатия кнопки ESP OFF  не отключается наверняка. Такое решение помогает активнее эксплуатировать автомобиль для агрессивного вождения, тем не менее, система все же подключится, если обозначит ситуацию критической.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что современные транспортные средства имеют огромное количество вспомогательных систем, которые предназначены для повышения уровня безопасности и комфорта при управлении машины. Также необходимо знать принцип работы системы ESP, что она собой представляет, и для чего она нужна.