Оптимальные обороты при езде на автомобиле
29.03.2024489

Оптимальные обороты при езде на автомобиле

Оптимальные обороты двигателя при езде на автомобиле


Режим эксплуатации силового агрегата – это, пожалуй, ключевой фактор, который оказывает влияние на скорость износа его компонентов. Все автовладельцы знают, что ресурс двигателя и прочие автомобильные узлы связаны с индивидуальным стилем езды. Поэтому  неопытным водителям стоит внимательно изучить, на каких оборотах лучше ездить, учитывая различные дорожные условия. 


Моторесурс и обороты при езде


Прежде всего, правильная эксплуатация транспортного средства, а также регулярное поддержание оптимальных оборотов мотора значительно увеличивает ресурс двигателя. Проще говоря, есть определенные режимы работы, при которых ДВС меньше всего изнашивается. Так, условно говоря, автовладелец самостоятельно может регулировать этот параметр. 
Как правило, всех водителей можно разделить на три категории.
водители, которые ездят на низких оборотах, всегда передвигаясь «внатяг»;
водители, которые время от времени раскручивают силовой агрегат до оборотов выше средних;
водители, которые всегда поддерживают двигатель в режиме выше средних и высоких скоростных оборотов ДВС, постоянно загоняя стрелку тахометра в зону красного цвета. 


Движение на низких оборотах


    Режим на низких оборотах подразумевает, что автовладелец не поднимает обороты коленчатого вала выше 2500 об/мин на бензине, а также держит примерно 1100-1200 об/мин на дизельном двигателе. Еще на курсах вождения инструкторы советовали придерживаться такой манеры езды, обосновывая это тем, что на низких оборотах отмечается оптимальный топливный расход.
    Более того, в автошколе рекомендуют не крутить мотор, поскольку нужно добиться полной безопасности при езде. Очевидно, что логика тут присутствует, ведь низкие обороты имеют непосредственную связь с движением ТС на малых скоростях. Размеренная езда помогает быстрее овладеть навыками вождения без рывков во время переключения скоростных передач на «механике». 
    Разумеется, после получения долгожданных водительских прав, подобная манера езды постоянно практикуется уже на своей машине и со временем превращается в привычку. Услышав шум раскрученного двигателя в салоне, такие водители начинают переживать, так как они считают, что звуки указывают на увеличенную нагрузку на агрегат. 
    На самом деле чересчур щадящее использование двигателя вовсе не увеличивает срок его службы. Кроме того, все происходит наоборот. К примеру, автомобиль едет со скоростью 60 км в час на четвертой скоростной передаче по ровной дороге, при этом обороты достигают отметки 2000. Конечно же, на бюджетных машинах мотор не слышно, а топливный расход – минимальный. Но все же есть и недостатки в подобной езде, а именно:
после изменений в дорожном рельефе, водитель не переходит на пониженную скоростную передачу, а сильнее жмет на педаль акселератора;
очень сложно резко ускориться без переключения на пониженную передачу скоростей, особенно на атмосферных двигателях. 
В первом случае езда на низких оборотах под нагрузкой сильно нажатой педалью акселератора провоцирует появление детонации двигателя, которая, в свою очередь, наносит серьезные повреждения мотору изнутри.
Второй пункт влияет на безопасность движения и сам двигатель, который располагается вне так называемой «полки» крутящего момента. В итоге не получается резко разогнать автомобиль. 
Говоря о топливном расходе, об экономии можно забыть, поскольку чересчур сильное нажатие на газ на повышенной передаче приводит к обогащению топливной смеси, вследствие чего расход топлива заметно увеличивается. 
Движение на низких оборотах может также привести к сильному коксованию мотора, то есть температура в цилиндрах заметно повышается, и растет нагрузка на двигатель из-за набора оборотов. По этой причине определенная часть нагара выгорает, однако при систематической езде на «низах» такого не происходит.
Плюс ко всему, движение «внатяг» зачастую привод к изнашиванию системы ДВС. Загвоздка состоит в том, что нагруженные трущиеся составляющие двигателя плохо смазываются на низких оборотах из-за зависимости производительности автомобильного насоса масла и его давления в системе смазки от двигательных оборотов.  Таким образом, при серьезной нагрузке на силовой агрегат на низких оборотах существует риск поломки и сильного износа вкладышей. 


Движение на высоких оборотах мотора


    На первый взгляд, выбор очевиден. Двигатель стоит сильнее раскручивать, потому что автомобиль будет быстро отзываться на педаль акселератора, уверенно обгонять, мотор очистится, топливный расход не сильно повысится и так далее. Все правильно, но стоит также учитывать и все недостатки движения на высоких оборотах. 
Начнем с того, что высокие обороты превышают примерный коэффициент – 70% от общего числа доступных для агрегата на бензине. С дизельным двигателем все иначе, поскольку такие моторы сами по себе менее оборотистые, но характеризуются высоким крутящим моментом. Из этого следует, что высокие обороты для дизельных установок – это обороты за «полкой» крутящего момента. 
Теперь о смазочном материале. Езда на высоких оборотах приводит к повышению требований к качеству масла. Техническая жидкость должна защищать автомобильный двигатель. Другими словами, масло должно соответствовать заводским характеристикам по вязкости, стабильности пленки масла и тому подобное. 
Некоторые водители меняют масло позже положенного срока. В итоге происходит разрушение вкладышей, что нарушает функционирование распределительного вала, коленчатого вала и прочих нагруженных компонентов. 
Вдобавок, сильное раскручивание мотора приводит к большой нагрузке на все его составляющие и смазочную систему. Дополнительно возрастает температура, что приводит к сбоям в системе охлаждения и к перегреву мотора. 


Рекомендации


    Чтобы сохранить двигательный ресурс, необходимо двигаться на средних или слегка выше средних оборотах. Специалисты полагают, что самыми безопасными режимами функционирования для многих установок считаются показатели от 30 до 70 % от максимального количества оборотов.
    Рекомендуется, время от времени раскручивать прогретый работающий двигатель с качественным маслом на 80-90% при езде по хорошей дорожной разметке. Нужно раскручивать систему ДВС практически до максимума раз в 5 000 пройденных километров. Делать это стоит для того, чтобы стенки цилиндров изнашивались равномерно, потому что при регулярном движении исключительно на средних оборотах создается «ступенька».