При торможении бьет в руль, какие причины могут быть
29.03.2024554

При торможении бьет в руль, какие причины могут быть

Во время торможения пинает руль или возникает вибрация? Каковы же причины?

Вибрация, передающаяся по всей машине, по педали тормоза или по рулю может возникать по разнообразным причинам, в которые входят треснувшие кронштейны подушки двигателя, погнутые обода на дисках колёс, разбалансированные колёса, ШРУСы, которые износились и множество других причин. Но никакая из них не способствовала бы возникновению вибрации на рулевом колесе лишь при торможении. Практически при каждом случае, когда пинает руль или по нему идёт вибрация, причина заключается в деформации тормозных дисков. 

Бьёт педаль тормоза, пинает рулевое колесо или возникает вибрация из-за деформации дисков колёс

В первую очередь, разберёмся что такое тормозной диск. Часто его именуют как тормозной ротор. Это та деталь ходового устройства, которая отвечает за способность крутится вместе с колесом (колесо закрепляется прямо к тормозному диску) и которая сдавливается тормозными колодками после нажатия на педаль тормоза, при попытке остановить машину. Это означает, что тормозной диск - важнейшая составляющая авто.

Чтобы разобраться почему деформированные тормозные диски становятся причиной для возникновения вибрации или биения руля, педали тормоза и т.д., нам необходимо разобраться в принципах действия тормоза. Тормозные диски, чаще всего изготавливаются из металла и имеют установленную ширину, которая различна в разных моделях авто и для каждых марок. При нажатии на тормоза, колодки туго сжимаются, прилегая к диску и способствуя огромному давлению и возникновению силы трения, в результате которых диск испытывает невероятный перегрев.  Нагревание приводит к незначительным изменениям плотности металла, из которого изготовлен диск, и он поэтому он обязан равномерно и целиком охладить его поверхность. Несмотря на это, иногда бывает так, что равномерного охлаждения не происходит, а распределение возникает неожиданное и неравномерное, в таких случаях диск чаще всего подвергается деформации в некоторых отдельных частях. Деформация принимает волнистую форму. Выходит, что в момент прилегания тормозных колодок на повышенных скоростях к диску, подвергшемуся ранее деформации, диск способствует образованию вибрации влево/вправо всего суппорта, одновременно с этим и всего колеса в целом, переводящей вибрацию на всю машину или отдельно на рулевое колесо.

Как конкретно внезапно происходит охлаждение перегретого тормозного диска, думаю, в упоминании нет необходимости. Выделим лишь, что это может быть вызвано продолжительным торможением на луже или снегу. 

Когда деформация происходит вот так, то принято говорить "диск повело". Благодаря тому, что это возникает в результате перегревания тормозного диска, чаще всего вторым симптомом, в случае, когда причина битья диска или возникновения вибрации, заключается в деформации диска - является синий оттенок, возникающий в результате перегрева. 

Если вы нашли первое колесо с похожими признаками, то вам следует провести проверку диска на деформации, что сделать достаточно легко - поддомкратьте колесо так, чтобы оно могло беспрепятственно крутится (и не было заблокировано ни коробкой, ни тормозом - только для того, чтобы авто не скатилось). Далее вам следует покрутить поддомкраченное колесо - оно должно крутится без усилий и препятствий. Если же его можно покрутить без усилий, но затем оно самостоятельно стопорится в одной точке или быстро останавливается без воздействий на него, то крайне велик шанс того, что у этого колеса повело тормозной ротор.

Более детальную проверку о наличии вибрации сзади или же спереди можно провести, тормозя ручником - если при таком виде торможения возникает вибрация, то, вероятно, причина кроется в каком-то из задних тормозных дисков.

Когда же ведёт передний тормозной диск, вы начинаете ощущать, что в результате торможения пинки проявляются именно в руле, а вот когда на каком-то из задних колёс, то вы можете даже не ощутить вибрацию, однако, при довольно сильном уводе, вибрация в результате торможения выразительна на повышенных скоростях. А вот при вибрации в педали, будет не так просто определить какой же из дисков повело.  

Что же делать? Причина поведённого диска может быть далеко не само его переохлаждение, однако, при долгом спуске с горы на выжитых тормозах, а затем резком заезде на лужу или снег, причина именно в этом. Но, чаще всего, именно перегревание диска, а не охлаждение способствуют деформации. Перегрев же может возникать из-за заклинившего тормозного суппорта - это когда колодки всё время прижаты к самому тормозному диску, зажимая колесо и мешая его свободному прокручиванию, тем самым вызывая повышенный перегрев. В таком случае необходимо устранять не последствия, а причину.  

В случае, когда тормозной диск повело, его можно и нужно заменить. Его цена высока, но всё же зависит от марки и модели авто, и может варьироваться от 2 до 10-15т. рублей. Хотя существует вариант и с его расточкой - процедура не сложная, провести её могут в любом автосервисе, а некоторые делают это даже не снимая его с колеса. Процесс заточки прост, ведь в результате её происходит лишь стачивание волн до полной плоской поверхности тормозного диска.

Стоит отметить, что тормозная барабанная система крайне редко подвергается деформации в отличии от роторов на дисковых тормозах.

Биение или вибрация возникает в рулевом колесе даже после замены ступицы, ступичного подшипника или самого тормозного диска. 

В случае, когда вибрация на руле или по всей машине возникла после работ, проведённых в сервисе по ходовой части, первую причину необходимо искать именно в этом. Довольно часто вибрация или битьё может проявляться после проведённой замены тормозного диска, подшипника ступицы и т.д. А вот точная причина вибрации в барабанных система может крыться не только в некачественных деталях, но и в плохо проведённой работе в тормозной системе. Может быть, тормозной диск плохо затянули, перетянули или затянули не как нужно, к примеру, крест-накрест. Как правило, момент, с которым следует затягивать тормозной диск, указывается непосредственно на диске.

Когда же проблемы появились после осуществлённых работ по ходовой части, то вам нужно обратится с данной проблемой к работникам сервиса, где вы производили ремонт. 

Пинает руль или происходит вибрация из-за треснутого барабана или тормозного диска.

Самое же серьёзное и страшное, в результате чего возникает вибрация и битьё - треснутый барабан или тормозной диск. Чаще всего такой дефект возникает из-за длительного перегрева или значительного механического воздействия на эти детали и, в большинстве случаев, только на истончённых дисках или ржавых барабанах.

Могут ли неисправные колодки быть причиной вибрации?

Хотя низкокачественные колодки или их износ могут быть первой причиной при биении и вибрации авто и руля, по нашему мнению, всё же они не являются главной. Данная деталь зафиксирована и её нестабильная работа исключена, т.к. при исправном и неповреждённом диске суппорт и колодки не вызывают вибрации.

Какие ещё достаточно редкие причины могут быть при возникновении вибрации?

  • Неисправность рулевой рейки или износ шаровых соединений ходовой части;
  • износ и не корректная работа амортизаторов (в этом случае вибрация возникает в большинстве случаев при поворотах в сторону, противоположную изношенным амортизаторам);
  • погнившие стойки амортизаторов или их износ;
  • значительные боковые удары о бордюрные камни при авариях и т.д. (как правило за деформацией тормозной системы следует деформация тормозного диска);
  • рулевые наконечники.

Правильно ли игнорировать вибрации когда они не доставляют дискомфорт?

В данном случае необходимо обратится к высококвалифицированному механику, однако проблему можно игнорировать некоторое время, возможно даже отложить проблему на годы. Но следует знать, что при возникновении этой проблемы в результате перетягивания гаев - это может быть крайне опасно! Ко всему этому, вибрация обеспечивает повышение нагрузки на диски и других части ходовой системы - к примеру, амортизаторы, ступицу и т.д., что приводит к ещё более дорогому ремонту.

Также подметим, что вибрация в рулевом колесе при высокой скорости - очень опасна. При этом можно с лёгкостью потерять контроль управления при усиленной вибрации, поэтому не стоит экономить на ремонте.