Чем антифриз отличается от тосола
28.03.2024506

Чем антифриз отличается от тосола

Что лучше антифриз или тосол? Можно ли их смешивать? Какие между ними отличия? Как правильно подобрать охлаждающую жидкость для автомобиля? Эти вопросы интересуют многих начинающих автолюбителей. Но прежде чем перейти к подробному разбору, необходимо вначале разобраться в том, что же такое охлаждающая жидкость и для чего она вообще нужна.

Охлаждающая жидкость

Главная задача любой ОЖ – предотвратить перегрев ДВС в процессе эксплуатации. Однако помимо первоочередной функции, охлаждающая жидкость выполняет и несколько других задач:

  • обеспечивает смазку насоса двигателя, через который протекает ОЖ;
  • охлаждает гидравлическую жидкость в АКПП;
  • обеспечивает обогрев салона ТС. 

Изначально для этих целей использовали дистиллированную, а иногда и обычную воду. Однако применение подобных жидкостей имеет ряд критических недостатков, а именно:

  • обычная вода вызывает химическую реакцию в системе охлаждения ДВС, провоцируя образование коррозии и окислов, а также негативно влияя на некоторые элементы охлаждающей системы;
  • имеет низкий диапазон рабочей температуру (вода начинает кипеть при температуре +100°С, а замерзать при температуре -1°С).

Ввиду этих причин, использование дистиллированной воды (или обычной) не только нецелесообразно, но еще и может привести к негативным последствиям.

Чем отличается антифриз от тосола?

Для начала следует дать точно определение по каждой из жидкости.

Антифриз – это обобщающее название всех жидкостей, которые могут иметь разный состав, цвет, выпускаться в разных странах и иметь различные технические характеристики. «Antifreeze Coolant» -  термин, применяемый в большинстве европейских стран для определения автомобильного антифриза. GlycoShell, Prestone, Glysantin, Havoline – это лишь небольшой перечень компаний, занимающихся производством охлаждающих жидкостей для автомобилей разных брендов.

Тосол – это лишь один из видов антифриза, который впервые появились в СССР еще в 1971 году. Из-за отсутствия конкурентов на отечественном рынке, термин прижился и стал нарицательным. Также нужно подчеркнуть, что аббревиатура «ТОСОЛ» имеет свою расшифровку — «Технология органического синтеза» (сокращено – ТОС).

Изначально тосол изготавливался в соответствии с государственным стандартом СССР. По причине того, что в те времена никто даже не подумал запатентовать название «тосол», то сейчас отечественные производители используют этот термин при производстве собственных охлаждающих жидкостей, которые ничего общего не имеют с устарелым тосолом времен Союза. Это ни хорошо и ни плохо, ведь производители просто используют хорошо знакомое многим название в маркетинговых целях. Именно по этой причине, нередко под торговым наименованием «тосол», потребителям представлен обычный, классический и качественный антифриз.

Состав

Разобравшись с терминологией следует более детально рассмотреть их состав. Антифризы делятся на органические, минеральные и лобридные:

  1. Органические отличаются длительным сроком службы. Имеют класс G12. Такую охлаждающую жидкость допускается использовать до 250 тысяч км. пробега или на протяжении 5 лет эксплуатации ТС. В состав входят нитриты, силикаты, амины, бораты и другие органические компоненты. Имеют розовый или красный цвет.
  2. Минеральные. Имеют класс G11. К этому классу относится и старый советский «ТОСОЛ». Срок службы минеральных антифризов не превышает 2 года эксплуатации или 50 000 км. пробега. Как правило, имеют синий или зеленый цвет.
  3. Лобридные отличаются своей универсальностью, а также длительным сроком эксплуатации. Класс G12++. Такие антифризы не токсичны, намного быстрее разлагаются, поэтому наносят меньший вред окружающей среде. Подходят для всех систем автомобилей, а также могут смело использоваться для комбинирования с другими охлаждающими жидкостями. Единственный недостаток – высокая стоимость, в сравнении с аналогами. Имеют желтый или оранжевый цвет.

Основное отличие между жидкостями состоит в используемых присадках, а также основе. Классификация антифризов по G-параметру весьма условна, ведь далеко не все производители указывают достоверную информацию и проходят надлежащую проверку на соответствие классификации.

Тосол – более классический вариант охлаждающей жидкости, который предпочитают выбирать владельцы отечественных автомобилей и люди «старой закалки». Основа у антифриза и тосола одна – смесь пропиленгликоля или этиленгликоля. А вот уже в качестве дополнительных компонентов могут использоваться самые различные присадки, набор которых у каждого производителя свой.

Различают охлаждающую жидкость по ряду параметров:

  • смазывающим свойствам;
  • температуре кипения;
  • антикоррозийным свойствам;
  • температуре замерзания.

Бывают зеленого, желтого, красного и синего цвета.

Различия по цвету

Выбирать, что лучше использовать (антифриз или тосол) – это дело каждого, но исходить нужно в первую очередь из особенностей самой охлаждающей системы ТС. К примеру, у некоторых автомобилей основные элементы системы изготавливаются с применением алюминия и различных сплавов, а на других из латуни и меди. В зависимости от материала теплообменника и нужно подбирать ОЖ:

  • зеленый антифриз или тосол – жидкость, которая подойдет для радиаторов, изготовленных из алюминия и его сплавов;
  • красный и желтый – подходит для автомобилей, у которых теплообменник в большей мере состоит из латуни и меди;
  • синий – применяется для отечественных автомобилей.

Однако несмотря на классификацию по цвету и G-параметру (классу), далеко не все производители придерживаются установленных норм, поэтому ради экономии могут изначально неверно классифицировать ОЖ.

Также для каждого автомобиля существуют определенные рекомендации от завода-изготовителя, поэтому самым правильным решением будет использовать в системе ту марку жидкости, которая указана в инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации ТС. Таким образом можно предотвратить преждевременный выход из строя системы охлаждения.

Так есть ли разница между тосолом и антифризом?

Как уже было сказано, производители нередко использую наименование «ТОСОЛ» только в качестве рекламного трюка. Однако несмотря на то, что тосол и антифриз – это два названия одной жидкости. Как правило, антифризы отличаются более высокими эксплуатационными качествами, хотя и под брендом «тосол» может скрываться абсолютно идентичный, ничем не худший по своим свойствам продукт. Именно по этой причине, специалисты рекомендуют перед покупкой обращать первоочередное внимание на характеристики покупаемой жидкости, а уже потом на наименование «тосол» или «антифриз».

Можно ли смешивать?

Перед тем как дать однозначный ответ на поставленный вопрос, следует уточнить некоторые моменты:

  1. В охлаждающую систему разрешается доливать антифриз только одного класса. К примеру, если в системе уже залита жидкость класса G12, то и добавлять нужно только антифриз марки G12.
  2. Категорически запрещено ориентироваться на цвет при рассмотрении вопроса, смешивать ОЖ или нет. Очень часто производители не следуют правилам маркировки, поэтому цвет может не соответствовать нужным показателям.
  3. Запрещено разбавлять (мешать) охлаждающую жидкость, которая относится к бессиликатной группе.
  4. При смешивании стоит учитывать тип присадок, а также состав расходного материала. Каждый производитель имеет собственный набор добавок – антикоррозийных, антипенных и т. д.

Действительно, специалисты допускают смешивание антифриза различных брендов, но состав и тип присадок должны быть максимально идентичными, в противном случае возможны негативные последствия. При полной замене одной жидкости на другую, рекомендуются тщательно промывать систему, чтобы не допустить накопление осадка и образования коррозии.

Заключение

Разобравшись с терминологией, различиями и классификацией, в завершении нужно отметить, что выбирать ОЖ нужно максимально предвзято, ведь от её качества зависит срок службы всей системы охлаждения. Ориентировать только на надпись «антифриз» или «тосол» - не стоит. Нужно внимательно изучить состав и используемые в ОЖ присадки. Также нужно учитывать температуру кипения и замерзания жидкости, антикоррозийные и смазывающие свойства.