Чем вариатор отличается от автоматической коробки передач
20.04.2024409

Чем вариатор отличается от автоматической коробки передач

Комфорт, безопасность и надежность – критерии оценки, которые встают на первый план при выборе автомобиля. Также немалая роль отводится и типу установленной трансмиссии.

Сегодня существует два основных вида КПП: автоматическая и механическая. И если с механической коробкой передач все предельно ясно, то автоматическая КПП может быть роботизированной и вариаторной (CVT).

Отличия АККП и CVT 

Несмотря на то, что АКПП и CVT имеют схожие функциональные характеристики, каждая из этих трансмиссий имеет свои отличия, недостатки и преимущества.

АКПП

Практически на всех автомобилях, классическая автоматическая коробка передач (АКПП) представлена ступенчатым гидромеханическим автоматом. В такой КПП отсутствует прямая связь между колесами автомобиля и ДВС, а переключение скоростей осуществляется без непосредственного участия водителя. Передача крутящего момента производится благодаря рабочей жидкости в гидротрансформаторе и двух турбин.

Основные компоненты, входящие в конструкцию АКПП:

  • гидротрансформатор;
  • планетарка;
  • обгонная и фрикционные муфты;
  • гидроблок;
  • масляный насос;
  • блок управления (TCU).

Среди основных преимуществ классической автоматической коробки передач:

  • повышенная комфортность управления ТС;
  • снижение износа ДВС;
  • ремонтопригодность;
  • надежность.

Среди недостатков:

  • трудоемкое и дорогое обслуживание;
  • высокая стоимость узла автомобиля;
  • необходимость регулярного ТО;
  • повышенные эксплуатационные требования к агрегату.

К примеру, одна из основных особенностей автоматической коробки передачи – это необходимость прогрева в холодное время года. Также не допускается агрессивная езда, перед переключением режимов передач нужно делать паузы и избегать резких стартов.

Вариаторная (CVT)

Вариаторная КПП является одной из разновидностей классической АКПП, но уже с более современными техническими решениями, проработками и особенностями. Вариатор – бесступенчатая коробка передач, передающая крутящий момент и способная плавно изменить скорость вращения колес в зависимости от скорости движения коленчатого вала ДВС.

По своим конструкционным особенностям, вариаторная КПП бывает:

  • бесступенчатая коробка с цепной или ременной передачей;
  • бесступенчатая КПП с тороидной передачей.

Наиболее распространенными КПП CVT являются модели с ременной и цепной передачей.

Среди основных преимуществ такой КПП

  • высокая топливная экономичность, в сравнении с АКПП;
  • экологичность;
  • плавное ускорение при разгоне автомобиля;
  • возможность стабильной поддержки оборотов (ДВС всегда работает в оптимальном режиме);
  • увеличение скорости ТС без постороннего шума;
  • более ровная и постоянная тяга.

Плавное переключение передач (без толчков, рывков) – главное преимущество CVT.

Несмотря на явные преимущества, такая КПП имеет и существенные недостатки:

  • более дорогостоящее и технически трудное обслуживание;
  • меньший ресурс работы, в сравнении с классической АКПП;
  • CVT не рассчитана на высокие нагрузки;
  • более высокая стоимость масла в вариаторе;
  • необходимость более частой замены рабочей жидкости;
  • высокая зависимость от работоспособности различных датчиков и контроллеров.

Также автомобили с CVT не предназначены для езды в условиях бездорожья.

Заключение

Основное отличие автоматической КПП от вариатора заключается в конструкционном устройстве механизма. Вариатор отличается более доступной стоимостью и экономичным расходом топлива. Однако обслуживание и ремонт вариатора отличается более высокой стоимостью и сложностью.

АКПП считаются более востребованными, благодаря своим преимуществам и несмотря на некоторые недостатки.