Черный, белый, синий дым из выхлопной трубы
20.04.2024562

Черный, белый, синий дым из выхлопной трубы

Серый и черный дым при запуске двигателя: основные причины и пути решения

Скорее всего, вы уже сталкивались с такой ситуацией: запустили двигатель после длительной стоянки, и из выхлопной трубы начал выходить густой темный или же белый дым. Возможно, после прогрева он значительно уменьшится, а при поездке и вовсе исчезнет. Однако зачастую бывает по-другому. Дымление продолжается, а значит, что в системе ДВС есть определенные неисправности.

В этой статье мы уделим особое внимание причинам появления черного дыма при запуске силового агрегата в холодную погоду, объясним, на что указывает сизый дым при запуске холодного мотора, и поговорим о причинах белого дыма при запуске двигателя.

Дымит из выхлопной системы по время запуска ДВС: черный, белый, синий цвета выхлопных газов

Как уже было ранее замечено, во время запуска мотора выхлопные газы могут быть различных цветов, однако далеко не во всех случаях дым может стать серьезным поводом для волнения.

Черный цвет дыма

Как правило, насыщенно черный цвет газов зачастую происходит тогда, когда  существуют неполадке в системе питания, а также есть проблемы с качеством топливной смеси.

Подобный дым создается из-за того, что возникает очевидное обогащение топливной смеси двигателя относительно конкретного режима ДВС. Кстати говоря, смесь считается обогащенной, если горючего намного больше воздуха. Последствиями такой смеси могут быть следующие аспекты:

  • двигатель лишается своей мощности, идет перерасход топлива;
  • силовой агрегат с легкостью работает от сканера, но возникают сложности при запуске;
  • после запуска система ДВС «троит», а функционирование мотора – крайне неустойчивое;
  • зачастую даже новые и рабочие свечи заливаются;
  • в глушитель может «стрелять», а также хлопать;
  • на панели приборов загорается «чек», БК обнаруживает ошибку;
  • в выхлопе ощущается ярко выраженный запах горючего.

Кроме того, почернение дыма происходит от избытков сажи, образованной путем неполноценного сгорания заряда топлива. При этом двигатель может выделять черный дым не только «на холодную», но и после прогрева или же при перегазовке. В случае если черные газы отмечаются на дизельном моторе, тогда могут быть проблемы, связанные с сажевым фильтром.

К тому же, рекомендуется проследить за работой системы холостого хода, системы зажигания, а также системы впуска, поскольку загрязнение воздушного фильтра также бывает веским основанием чересчур богатой топливно-воздушной смеси.

Также следует отметить то, что если двигатель оснащен инжектором, то к избытку топлива могут привести неполадки в системе датчиков ЭСУД. Ложные сведения могут поступать на ЭБУ, а потом контроллер запускает больше горючего. При таком раскладе необходимо осуществить проверку дроссельного узла, кислородного датчика и прочих компонентов. Иногда может сломаться сам электронный блок управления мотором.

На самом деле, существует много причин, приводящих к неполадкам в топливоподаче, сгорания топливной смеси, а также самого смесеобразования. На силовых агрегатах, которые оснащены карбюратором, следует проверять с дозирующего аппарата, поплавковой камеры и воздушно-топливных жиклеров.

Если размышлять о системе питания инверторного двигателя, то форсунки могут стать немного негерметичными, а, соответственно, переливать топливо сразу в цилиндры. Такое может быть из-за чрезмерного износа, загрязнения или же прочих проблем инжекторов. Если силовой агрегат бензинный, то нужно провести проверку рампы и регулятора давления.

Если ничего не предпринимать, то во время чрезмерного перелива топлива повышается расход, и заливаются свечи, а также масляная пленка может быть смыта со стенок цилиндров. В итоге происходит общий износ ЦПГ.

Можно просто достать масляный щуп и понюхать масло, оценив его общее состояние. Если будет сильно пахнуть горючим, и если масло будет слишком жидкое, то, скорее всего, вы имеете дело с переливом. В этом случае необходимо провести глубокую диагностику силового агрегата, чистку или осуществить замену форсунок топлива.

Белый цвет дыма

 После длительной стоянки в системе выпуска накапливается конденсат, который после запуска испаряется. Вдобавок, на дым и его плотность оказывает непосредственное влияние наружная температура и влажность. Так, в минусовую погоду это дымление может быть на постоянной основе, другими словами, прибор дымит белым, невзирая на степень прогрева двигателя.

Внимательно нужно отнестись к ситуации, когда на улице теплая погода, а во время запуска ДВС из выхлопной трубы поступает достаточно густое облако белого цвета. Тогда, скорее всего, рабочая жидкость из системы охлаждения попадает сразу в цилиндры.

Этот сбой возникает из-за многочисленных перегревов мотора, пробоя либо же образования трещин БЦ и ГБЦ в местах, где находятся каналы рубашки охлаждения двигателя.

Так или иначе, чтобы подтвердить «диагноз», необходимо открутить крышку расширительного бачка охлаждающей системы при заведенном двигателе. Наличие бурления и пузырей будут признаками прорыва газов непосредственно в систему охлаждения. После остановки двигателя уровень в бачке резко падает, а часть ОЖ приникает в цилиндры. Однако далеко не каждый раз жидкость будет бурлить. Нужно обращать внимание на состояние и уровень жидкости.

Наличие ярого запаха гари, масляных пятен, снижение уровня в бачке без очевидных причин и прочие признаки подскажут нам на попадание охлаждающей жидкости в цилиндры.

В результате, появляется разжижение и помутнение состава масла двигателя, возникновение четкой коричневой эмульсии. Вдобавок, при характерном скоплении жидкости над поршнем есть вероятность гидроудара ДВС. Поэтому, эксплуатацию двигателя лучше всего приостановить и устранить все проблемы.  

Синий цвет дыма

Сизый оттенок газов считается следствием активного попадания двигательного масла в камеру сгорания. Проникновение масла легко обнаружить.

Нужно просто запустить двигатель и приложить к выхлопной трубе бумажный лист. Если появятся жирные пятна, которые впоследствии не пропадут, то частицы смазки находятся в системе выпуска. Еще одним следствием является повышенный масленый расход, сильно превышающий норму. Принято выделять следующие причины попадания масла в камеру сгорания:

  • сильный износ компонентов ЦПГ.
  • неполадки газораспределительного устройства.

В случае износа, мы говорим про износ поршневых колец, дефектов стенок цилиндров и тому подобное. В случае неполадок газораспределительного механизма масло попадает из-за отсутствия уплотнения в стержне и втулке клапана. Можно просто заменить сальником клапанов. Вообще состояние ЦПГ позволяет понять замер компрессии в силовом агрегате.

Так, при небольшом снижении компрессии мотор может иметь сизый или синий дым исключительно после его запуска и перед прогревом. Если зазоры заметно увеличены, жидкое масло также поступает в рабочую камеру. В случае если ТС имеет турбокомпрессор, синий дым после заведения двигателя или во время его функционирования  может стать результатом неполадок этого компонента.

Появление дыма из-под капота при моторном запуске

Такая ситуация зачастую происходит при утечке масла. Смазка проникает в выпускной коллектор и выгорает при прогреве мотора, а автомобилист обнаруживает дым из-под капотного пространства.

Еще могут попадать посторонние объекты на уже нагретые компоненты двигателя либо же систему выпуска. Такой же эффект вызывает топливная утечка, из-за потери герметичности некоторых системных элементов топливоподачи и топливного впрыска.

В любом случае эти неполадки необходимо тут же  устранять, поскольку возрастает опасность возгорания и пожара. Аналогичным образом из-за негерметичности в системе выхлопов или неполадок с турбонаддувом возникает дым при заведении двигателя. Однако возникновение дыма из-под капотного пространства свойственно дизельным двигателям, потому что предпусковой подогрев распространён на этом моторе. При нормальных условиях предпусковые жидкостные подогреватели почти не дымят, а продукты горения выходят за колесом.

Рекомендации от специалистов

Для устранения черного, белого или сизого выхлопа иногда хватает замены фильтров и чистки инжектора. Но для других двигателей верным выходом станет замена элементов ЦПГ или полноценный ремонт ДВС.

При проведении первичной проверки нужно оценить состояние двигателя по свечам зажигания, а также цвету нагара на электродах.

В случае если мотор начал дымить черными выхлопными газами во время запуска, нужно сразу же поменять топливную жидкость.

Учитывая приемлемую цену этой услуги на СТО, необходимо обнаружить сбои в функционировании датчиков ЭСУД или же самостоятельно осуществить проверку двигателя на ошибки при помощи диагностического адаптера в OBD разъем.