Что такое объем двигателя
25.04.2024615

Что такое объем двигателя

Что такое двигательный объем?


Двигатель – сердце транспортного средства, по этой причине при выборе автомобиля покупатели зачастую берут в расчет его объем. Тем не менее, не все знают, что собой представляет рабочий двигательный объем, а также на что он имеет непосредственное влияние.


Определение


Рабочий объем автомобильного двигателя – это основной технический параметр силовой установки, который указывается в литрах или кубических сантиметрах. Он обозначает суммарный объем цилиндров автомобиля, в котором объем поршня можно определить как произведение его площади на его длину, то есть ход.
Проще говоря, объем цилиндра представляет собой объем камеры сгорания, в котором горючее воспламеняется и сгорает, в результате чего высвобождается энергия, толкающая поршень в моторном цилиндре. Таким образом, поршень двигается, кривошипно-шатунный механизм превращает возвратно-поступательное движение поршня во вращательное, крутится коленвал. После чего крутящий момент агрегата поступает на трансмиссию и на ведущие колеса транспортного средства. 
У многих автомобилей объем двигателя указан на специальном шильдике возле обозначения модели. От моторного объема зависит предельная скорость движения авто, характеристика мощности и так далее. Стоит учитывать и то, что размер налогов, классовое деление машин напрямую связано с рабочим объемом двигателя, который, как правило, устанавливается автопроизводителями.


Классовое деление автомобилей согласно рабочему объему двигателя


У всех автопроизводителей есть автомобили, отличающиеся не только по стоимости, но и по массе, классам, размерам и прочим характерным особенностям. Принято делить легковые машины на:
компактные и субкомпактные микролитражные и малолитражные авто с объемом двигателя до 1.2 литра;
автомобили малого класса с рабочим объёмом от 1.2 до 1.8 литра; 
машины среднего класса с объемом мотора от 1.8 до 3.5 литров;
гражданские и спортивные модели машин с ДВС от 3.5 литров и больше;
экземпляры высшего класса, имеющие разный объем двигателей.
Интересно, что от рабочего объема камеры сгорания зависят ключевые характеристики автомобиля. Так, мощность авто имеет зависимость от объема ДВС: чем больше бензина/дизеля сгорает в камере сгорания, тем больше энергии высвобождается и уходит на поршень. Максимальная скорость и динамика разгона зависят от мощности установки: чем сильнее двигатель, тем большую скорость сможет показать машина. Кроме того, возрастание объема камер указывает на высокий топливный расход.
Безусловно, стоимость автотранспорта напрямую зависит от рабочего объема мотора. Вдобавок, установка под капот мощного двигателя подразумевает необходимость доработки системы тормозов, трансмиссии и других компонентов.
Из этого следует то, что бюджетные малолитражные автомобили имеют самый маленький рабочий объем двигателя, поскольку такие установки довольно просты в создании и характеризуются небольшим топливным расходом. 


Увеличение моторного объема двигателя


    Стоит брать в расчет, что увеличение рабочего двигательного объема считается методом форсирования ДВС для повышения мощности. Однако стремительно увеличить объем двигателя не получится, поскольку блок цилиндров часто подразумевает расточку цилиндров строго до заложенных разработчиками пределов, которые рассчитаны на три капитальных ремонта. 
    Поршни двигателя и прочие его компоненты продаются только в трех ремонтных размерах. Поэтому, тюнингуя силовой агрегат своего авто, следует начать именно со смены двигателя на тот, у которого отмечен большой рабочий объем, имеющий возможность на дополнительную расточку. 


Почему современные модельные обозначения не указывают объем ДВС? 


    Важно понимать, что ситуация во всех классовых сегментах изменилась в корне, после того, как турбодвигатели (бензиновые и дизельные) внедрились на рынок.  Прежде всего, стало труднее полагаться лишь на автомобильные шильдики. Сначала у подавляющего большинства разработчиков авто буквенно-цифровой индекс обозначал модели и объем силовой установки. К примеру, BMW 740 (7-серия с рабочим объемом 4.0).
    В наши дни мощный автомобиль с объемом 5.0 литров после внедрения турбины характеризуется объемом 4.4, но все же обозначается, как и его предшественник. Например, многие экземпляры бренда Mercedes-Benz не привязаны к объему своего мотора. Более того, существуют высокофорсированные силовые установки с однолитровым объемом двигателя. Их можно установить на средний по размерам хэтчбэк или седан «С»/«D». 


Двигатель с большим рабочим объемом: плюсы и минусы 


    Среди преимуществ ДВС с большим объемом камеры сгорания можно отметить увеличенный ресурс, высокую мощность, а также комфорт во время движения транспортного средства. Агрегаты, оснащенные большим рабочим объемом, при обычных дорожных и погодных условиях эксплуатации можно не раскручивать до высоких оборотов. 
    Еще один несомненный плюс – это то, что в зимнее время года двигатели с большим рабочим объемом гораздо быстрее и эффективней прогреваются. Также у моторов в большим объемом, гораздо больше шансов завестить, по сравнению с малолитражными авто.
Кстати говоря, мощные атмосферные бензиновые двигатели с большим объемом - менее требовательные к топливному качеству, если сравнивать с малолитражными форсированными моделями с высокой степенью сжатия.
Рассуждая о минусах большого двигательного объёма, можно заметить, что стоимость машины с таким мотором очень высока, как и ее топливный расход. Плановое обслуживание тоже обходится в копеечку при таком объеме камеры сгорания. В объемный мотор нужно заливать много масла, а в систему охлаждение – большое количество антифриза. Если понадобится ремонт, расходы тоже будут большие по сравнению с малообъемными установками.
Не нужно забывать и про высокие налоги на машины с большим объемом, а также про дорогое страхование, прохождение технического осмотра, растаможивание и прочие услуги.