Как удалить воздушную пробку из системы охлаждения

Система охлаждения – это совокупность устройств, которые обеспечивают подвод охлаждающей жидкости к нагретым элементам ДВС и отвод от них горячего воздуха, благодаря чему удается поддерживать нормальную рабочую температуру.

Образование внутри воздушной пробки – частая проблема, которая приводит к различным сбоям в нормальной работе системы.

Признаки завоздушивания

Диагностировать наличие воздушной пробки трудно по той простой причине, что признаки неисправности скорее косвенные, поэтому не могут с высокой точностью свидетельствовать о наличии проблемы. Основных признаков завоздушивания несколько:

  • ДВС сильно перегревается, а на приборной панели высвечивается красный индикатор;
  • при «перегретом» моторе из печки идет холодный воздух.

Однако перегрев мотора и нестабильная работа печки – это признаки, которые могут сигнализировать и о многих других неисправностях. Определить образование небольшой воздушной пробки сразу же после её появление практически невозможно, однако когда в систему поступает большое количество воздуха, то проблема становится очевидной. В результате нарушения циркуляции охлаждающей жидкости возникают определенные неполадки, которые могут стать катализатором выхода из строя самого ДВС.

При наличии любых признаков и подозрений, что система охлаждения завоздушилась, рекомендуется срочно провести диагностику. В рамках проведения диагностики нужно не только проверить уровень охлаждающей жидкости, но также внимательно осмотреть все узлы системы на предмет возможной разгерметизации. Для этого нужно осмотреть все шланги, патрубки, штуцера и т. д. Если подтеков нет, но ДВС продолжает нагреваться, либо наоборот, не набирает нужную температуру, то проблема может крыться в термостате.

Причины

Перед тем как приступать к удалению воздуха из системы, следует выяснить основные причины, в следствие которых может образоваться эта проблема:

  1. Разгерметизация – одна из основных причин, в следствие которых внутрь системы может попасть воздух. Нарушение соединений шлангов, трубок и патрубков – это все приводит к тому, что система может захватывать воздух в местах разрыва (повреждений). Важно заметить, что при разгерметизации, подтекание жидкости – не обязательное явление.
  2. Неисправный воздушный клапан. Это еще одна причина, которая может привести к нагнетанию воздуха внутрь системы. Неисправный клапан начинает работать в обратном направлении, не стравливая из системы лишнее давление, а наоборот, захватывая воздух из окружающей среды.
  3. Деформация и повреждения расширительного бачка. Если на расширительном бачке есть трещины, сколы и видны потеки, то скорее всего причина завоздушивания кроется именно в этом конструкционном элементе.
  4. Недостаток антифриза. Если в расширительном бачке уровень охлаждающей жидкости опускается ниже нормы, то такое явление нередко приводит к завоздушиванию.

Также воздушная пробка может образоваться из-за:

  • пробоя прокладки головки блока цилиндров;
  • вышедшего из строя термостата;
  • неисправности водяного насоса (помпы).

Если в процессе эксплуатации ТС была диагностирована завоздушенность охлаждающей системы, то необходимо срочно устранить неисправность. 

К чему может привести завоздушивание системы охлаждения

Если проигнорировать признаки неисправности, продолжив эксплуатации ТС с проблемами в системе охлаждения, то вначале может произойти пробой перегородок и прокладок между системами ДВС – газораспределительной, смазывающей, охлаждающей и т. д.

При значительном перегреве мотора происходит искривление головки блока цилиндров, в результате чего происходит пробой прокладки головки блока, внутрь цилиндров попадает ОЖ и/или масло. Это приводит к задирам, гидроудару и другим негативным последствиям, в результате чего потребуется капитальный и дорогостоящий ремонт. Как избежать возможных проблем? Ответ прост – при завоздушивании системы, специалисты рекомендует сразу же приступить к развоздушиванию.

Как развоздушить систему охлаждения ДВС

Важно заметить, что универсального и гарантированного приема, с помощью которого можно удалить воздух из системы – не существует. Это объясняется тем, что все конструкции системы разные, одни – проще, а другие имеют массу дополнительных элементов. В зависимости от типа ДВС, а также реализации самой системы охлаждений, существует несколько способов, с помощью которых можно убрать воздух из системы.

Способ 1.

Удалить воздух на старых автомобилях можно следующим образом:

  1. Вначале автомобиль нужно загнать на эстакаду таким образом, чтобы передняя часть была немного задрана.
  2. После этого на радиаторе откручивается пробка и запускается двигатель. Во время работы мотора нужно несколько раз «погазовать», контролируя при этом уровень жидкости ОЖ в бачке и при необходимости производить долив.
  3. В течение нескольких минут весь воздух самостоятельно стравливается из системы, а как только пузырьки воздуха исчезнут можно заглушить ДВС.
  4. После этого нужно закрутить пробку обратно и проверить работу системы.

Однако такой метод эффективен только на старых автомобилях. На современных ТС устанавливается система охлаждения полностью замкнутого цикла, поэтому все вышеперечисленные манипуляции будут бессмысленными. 

Способ 2.

Данный способ подходит практически для всех современных автомобилей:

  1. Первым делом снимается хомут с нижнего или верхнего патрубка.
  2. Далее откручивается крышка с расширительного бачка.
  3. На горловину накладывается чистая тряпка, фиксируется подходящая трубка из резины и подсоединяется компрессор для закачки внутрь системы воздуха.
  4. После подачи воздуха в расширительный бачок, из патрубка, с которого ранее был снят хомут, должна начать течь охлаждающая жидкость. Продувать систему нужно до тех пор, пока в жидкости не останется пузырьков воздуха. После этого нужно будет быстро поставить патрубок на место, накинуть хомут и плотно затянуть его.
  5. В завершении нужно долить антифриз до нормы.

ВАЖНО! Охлаждающая жидкость – сильно ядовитое и опасное для здоровья вещество. Продувать бачок ртом допускается только в крайнем случае, когда под рукой нет компрессора, а ремонтные работы нужно закончить в максимально сжатые сроки. 

Общие советы и рекомендации по профилактике завоздушивания системы

Чтобы не допустить образования внутри системы воздуха, специалисты рекомендуют следовать следующим указаниям:

  1. Регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Данная операция относится к ежедневному ТО (наравне с проверкой уровня масла в ДВС и давления в колесах). Если уровень охлаждающей жидкости ниже, то необходимо добавить антифриз.
  2. Не допускать образования воздушной пробки при обслуживании системы охлаждения.
  3. Следует всегда следить за состоянием ОЖ и контролировать показания приборов.

Система охлаждения – это незаменимый конструкционный элемент любого ТС, поэтому крайне важно проводить регулярное обслуживание и своевременно заменять вышедшие из строя элементы.

Для продления срока службы системы охлаждения, рекомендуется использоваться только качественную охлаждающую жидкость. Также категорически запрещено заливать в систему обычную воду вместо антифриза.

Категория: Диагностика | (26.04.2021)