Как найти короткое замыкание своими руками

При появлении проблем с электричеством в машине, многие автовладельцы начинают искать знакомого электрика или едут в автосервис. Но зачастую узнать причину короткого замыкания можно самостоятельно. Для этого потребуется обычная лампа (с нитью накала, в качестве которой подойдет простая лампочка из фары, поворотника) и немного теоретических знаний.

Замыкание - это когда встречаются две полярности «+» и «-» и данная цепь где они встретились, может нагреваться до нескольких сотен градусов за секунды. Раскаленные из-за замыкания провода расплавляют изоляцию находящейся рядом проводки (или контактов), что может усугубит ситуацию еще больше. Поэтому откладывать диагностику и ремонт не стоит. Оно может вызвать задымление салона, пожар, порчу электрических приборов в автомобиле. При замыкании должно выбивать предохранитель (если он стоит по нужному номиналу, установленный автопроизводителем) который защищает другие приборы и электрические цепи от замыкания. (коротнуло где-нибудь и выбило предохранитель, цепь разорвана, гореть больше нечему). Вот почему так важно ставить предохранители соответствующие нужному номиналу (например 15А) по схеме. (ни в коем случае не делайте перемычки, жуки и т.д. вместо предохранителя, не зная хотя бы какой толщины примерно, здесь должна быть цепь). Если имеются подозрения в коротком замыкании (сгорает предохранитель, греется какая-то часть проводки), то нужно немедленно заняться поиском проблемы.

 

Как найти проблему?

Надо определить какой именно сгорает (или плавится) предохранитель, проверяем все предохранители, если не знаете какой именно вам нужен, путем вынимания его из своего гнезда, смотрим внимательно, перегорел или нет. Либо контролькой (крокодила на минус, а плюсом уже прозваниваем контакты предохранителя, желательно при включенном зажигании). Ведь через предохранители как правило проходит плюс, минус встречается крайне редко (но бывает). Нужно иметь ввиду, что предохранитель может греться и даже плавиться из-за плохого контакта в гнезде.

Ни в коем случае не проверяйте предохранители мультиметром в режиме прозвонки (можете спалить не только прибор, но и что-нибудь еще в автомобиле).

Так же не стоит думать, что после определения неисправного предохранителя и его замены проблема с замыканием в 100% случаях будет решена. Сгоревший предохранитель является лишь индикатором неисправности, проблему нужно искать в проводке (так же может коротить электро-узел), за которую отвечает предохранитель.

Важно! Не стоит заменять предохранитель на изделие большего номинала в надежде, что это решит проблему. Да, электрика может начать работать корректно на какое-то время, но в будущем повышается риск возгорания проводки и задымления салона.

 

Проверка электропроводки

Предохранитель просто так не сгорает, существует два варианты что это может быть. Либо где-то коротит проводка, либо какой-то потребитель время от времени устраивает короткое замыкание. Начинаем с проверки электропроводки. 

Открываем капот и осматриваем расположенные в моторном отсеке участки проводки. Чаще всего замыкание появляется между проводами из-за повреждения изоляции или же коротит на корпус. В этих случаях заметны видимые повреждения электро-изоляции (могут быть поврежденные гофры в которых идет проводка) которые и указывают на место аварии. Эти участки стоит проверить внимательнее, чаще всего проблема кроется в них. Если поврежденной проводки не наблюдается, идем дальше.

 

Алгоритм поиска замыкания путем проверки потребителей

Последовательность действия следующая:

  1. Вместо сгораемого предохранителя нужно установить лампочку. Например, подойдет лампа накаливания из автомобильной фары или поворотника (самая простая).
  2. На фото приведен пример лампы с цоколем (для удобства) для поиска короткого замыкания своими руками. Вы можете просто подключить два провода на лампу и каждый из них вставить в гнездо сгораемого предохранителя (куда какой не важно, такая лампочка загорится и так и так)
  3. Если имеется короткое замыкание в настоящий момент (это легко проверить, если поставить целый предохранитель, выбило? значит висит КЗ), то лампа загорится ярким светом на всю свою мощность (так же как, если ее подключить на аккумулятор). При исправной цепи, свечение лампы будет тусклым (может немного гореть, брать питание через какие-либо потребители), либо вообще не гореть. Если замыкание плавающее, то есть то нет, тогда подключив лампу в место сгораемого предохранителя, аккуратно шевелим проводку под капотом, пока она не загорится. Так как чаще всего замыкание находится в той области, но может быть и в салоне автомобиля
  4. Если при прощупывании проводки она не гаснет, начинаем отключать в любом порядке потребители в данной цепи. Допустим у вас сгорает предохранитель EFI (общее питание запуска автомобиля) здесь может быть что угодно, кислородный датчик, катушка, форсунка и т.д. значит начинает отключать все что связано с данной цепью, пока лампа не погаснет, как погаснет (или начнет горет тускнее) виновник найден. В случае если не знаете что отключать, отключайте все подряд.

 

Если все потребители проверены (были отключены), а причина замыкания не найдена (лампа горит!), то проблема кроется в самой проводке. В этом случае проверка будет заметно осложнена, так как для доступа к линиям передачи тока может потребоваться демонтаж элементов салона.

Для поиска более точного места проблемы можно тестером «прозвонить» находящиеся в свободном доступе участки линии. Но эта задача уже более сложная, потребуется помощь квалифицированных автомобильных электриков.

 

 

Категория: Полезное | (22.11.2021)