Как определить позднее зажигание от раннего, настройка
29.03.2024777

Как определить позднее зажигание от раннего, настройка

Раннее и позднее зажигание ДВС: признаки и способы корректировки


    Водителю, который привык к самостоятельному обслуживанию своей техники, нужно уметь определять раннее и позднее зажигание на силовом агрегате, поскольку при неверной настройке двигатель лишается своей мощности, и в результате отмечается большой топливный расход. Необходимо понимать, что регулировка возможна далеко не  на всех видах ДВС, а лишь на тех, которые имеют механический распределитель импульсов.
Как правило, на четырёхтактных моторах топливная смесь воспламеняется перед приходом поршня в верхнюю мертвую точку на такте сжатия. Зажигание происходит по причине того, что смеси нужно время для прогорания, а потом энергия газов выталкивает поршень вниз, после чего возникает рабочий ход.


Как выявить позднее или раннее зажигание мотора?
Что такое раннее зажигание?


Преждевременное зажигание представляет собой воспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах автомобильного двигателя до подъема поршня в верхнюю мертвую точку.


Что такое позднее зажигание?


Запоздалое зажигание – это, напротив, момент чересчур медленного возникновения искры, который тоже поочередно влияет на составные комплектующие системы ДВС.
Важно понимать, что воспламенение топливной смеси в цилиндрах с поздним или раннем зажиганием провоцирует появление некоторых неполадок в функционировании двигателя. Среди ключевых признаков, указывающих на опережение или запаздывание зажигания, принято выделять следующие:
отсутствие отзывчивости при нажатии на педаль акселератора;
падение мощности;
возникновение перегрева мотора и детонации;
проблемный запуск ДВС;
неустойчивое функционирование во время холостого хода;
увеличенный топливный расход.
Владелец транспортного средства может заметить неверный угол зажигания, услышав характерные хлопки, отдающие в карбюратор, в систему пуска и так далее. По понятным причинам ездить на автомобиле с неправильным углом опережения зажигания не рекомендуется, так как этот сбой может привести к более серьезным проблемам в системе ДВС. 


Последствия неверно настроенного угла зажигания


Разумеется, и ранее и позднее зажигание оказывает плохое влияние на работу и сам ресурс мотора. Если искра на свече загорается преждевременно, то давление  расширяющихся газов противодействует поднимающемуся в ВМТ поршню. Однако в случае, если воспламенение смеси происходит после того, как поршень начинает движение из ВМТ вниз, то высвобождающаяся топливная энергия так сказать «догоняет» поршень и выпуск, тем самым полезная работа не совершается. 
Признаками раннего зажигания считаются следующие симптомы:
плавание оборотов так называемого «холостого» хода;
нестабильное функционирование двигателя;
возникновение металлического призвука в области блока цилиндров при работе мотора;
пауза после нажатия на педаль акселератора, мотор не «тянет, и происходит перерасход горючего.
Запоздалое зажигание двигателя также негативно влияет на него. При таком раскладе сгорание смеси происходит при низком давлении и увеличенном объеме в моторном цилиндре. Происходят сбои в процессе горения смеси, догорающей при рабочем ходе поршня. В итоге симптомами позднего зажигания считаются следующие признаки:
двигатель чересчур коксуется нагаром и прочими отложениями;
потеря прежней мощности силовой установки;
перегрев системы ДВС;
повышенный топливный расход.


Настройка угла опережения зажигания своими силами


Верным образом поставленный момент зажигания подразумевает настройку УОЗ. Править угол зажигания нужно исключительно на холостом ходу. Важно брать в расчет то, что наилучшими оборотами холостого хода являются обороты в пределах 900 об/мин. При этом наклонный угол момента зажигания находится в рамках от -1 до +1 градус. 
Зачастую водители применяют такой прибор как стробоскоп для настройки момента зажигания. Это устройство помогает сделать все максимально точным образом. Если под рукой нет стробоскопа, можно использовать  контрольную лампочку, которую подключают к плюсовой клемме на распределителе зажигания, после чего соединяют с массой. 


Регулировка зажигания по стробоскопу


►сперва мотор следует хорошенько прогреть;
►после чего стробоскоп нужно подключить к бортовой сети;
►затем стоит ослабить крепление распределителя зажигания на ДВС;
►датчик срабатывания нужно одеть на высоковольтный провод самого первого цилиндра;
►если есть шланг вакуум-корректора, его потребуется снять и заглушить;
►следующим шагом станет свечение стробоскопа, направленное на шкив коленчатого вала;
►далее мотор заводится и функционирует на холостых;
►поворачиваем корпуса трамблера;
►корпус прерывателя-распределителя нужно зафиксировать таким образом, чтобы метка шкива ►полностью совпадала с меткой на ГРМ;
►после совпадения этих меток требуется затянуть фиксирующие гайки. 


Регулировка УОЗ по специальной лампочке


    В первую очередь, нужно провернуть коленчатый вал, чтобы пометка на шкиве совпадала с пометкой на крышке ГРМ. Но бегунок на распределителе, в свою очередь, должен быть направлен на провод цилиндра. 
После этого нужно ослабить гайку-фиксатор трамблера и коммутировать один провод от лампы с проводом, ведущим непосредственно к катушке от трамблера. Второй провод от контрольной лампы необходимо фиксировать на массу. 
Далее водитель включает зажигание, при этом происходит вращение корпуса трамблера строго по часовой стрелке до того, как контрольная лампа не потухнет. Следующим шагом станет предельно аккуратный поворот корпуса трамблера в противоположное направление. Выявив положение, при котором загораются лампочки, нужно зафиксировать с помощью гайки распределителя корпус в данном положении. 


Как еще можно настроить и проверить автомобильное зажигание? 


К тому же, можно настроить зажигание автомобильного двигателя посредством самой искры или подбора угла, при котором мотор будет функционировать самым оптимальным способом. Проще всего произвести установку на основании работы двигателя. Но стоит понимать, что этот способ будет наименее точным. 
Чтобы настроить зажигание, необходимо запустить мотор, а потом ослабить гайку фиксации корпуса трамблера. Затем будет нужно найти верное положение корпуса распределителя, провернув его по часовой стрелке и против, а потом затянуть гайку трамблера.
Чтобы настроить зажигание по искре, понадобится совместить метки на шкиве коленчатого вала и ГРМ, в то же время метка на бегунке должна быть направлена на провод первого цилиндра. Потом нужно ослабить гайку распределительного корпуса и вынуть центральный провод из самой крышки трамблера.
Далее рекомендуется локализовать силовой контакт провода возле массы и включить зажигание. Затем водитель должен повернуть корпус прерывателя на 20 градусов строго по часовой стрелке и вращать его обратно до того, как между «массой» и контактом провода возникнет искра. При таком положении нужно зафиксировать корпус посредством крепежной гайки прерывателя.
В конце концов, для проверки верности УОЗ, нужно разогнать автомобиль до 45 км/ч на хорошо прогретом двигателе. Потом водителю необходимо включить четвертую скоростную передачу и сильно нажать на педаль акселератаора. 
Оценивая степень детонации, нужно знать, что нормой является, когда после включения четвертой передачи скоростей детонация присутствует на протяжении пары секунд, а потом исчезает, когда машина разгоняется. В случае ее продолжения, скорее всего, присутствует преждевременное зажигание. Но если ее нет при включении четвертой передачи, отмечается позднее зажигание. Здесь автомобилисту потребуется запастить терпением, и повторять регулировку УОЗ до получения нужного результата.