Клапан адсорбера, принцип работы и неисправности
19.04.2024564

Клапан адсорбера, принцип работы и неисправности

Многие автовладельцы даже не догадываются, не то что об устройстве адсорбера, а даже, о его существовании. Но практически в каждом современном транспортном средстве, которое соответствует жестким требованиям экологичности, присутствует данный малоизвестный агрегат. С ним ваша машина становится более дружелюбной к окружающей природе, а большинство авто без адсорбера просто не сможет полноценно работать.

Что такое адсорбер и какую роль играет клапан?

В общих чертах процесс абсорбирования представляет собой поглощение телами жидкой или твердой консистенции газовых сред. Соответственно, основную задачу адсорбера можно определить, как поглощение паров бензина, исходящих из полости топливного бака, что предупреждает их попадание в окружающую среду и салон авто. При работе двигателя, пары передаются во впускной коллектор, а при стоянке бензиновые пары внутри адсорбера полностью нейтрализуются.

Так, в соответствии с нормативами экологических стандартов и безопасности водителя, адсорбер предупреждает проникновение паров бензина не только в окружающую среду, но и в салон. Также, данный агрегат несет в себе еще одно преимущество для владельца транспортного средства – задержка и конденсация паров, а затем возвращение бензина в топливную систему обеспечивает пусть и не большую, но все же – экономию топлива.

Еще одной функцией адсорбера, заслуживающей внимания, является комплексная вентиляция топливного бака. Когда топливо расходуется, воздух заполняет освобожденное место (подача воздуха выполняется за счет адсорбера). Здесь воздушная масса фильтруется и осушается, что положительно отражается на работе двигателя.

Конструктивное устройство адсорбера является достаточно незамысловатым. Он представляет собой пустотелый цилиндр, который заполняется фильтрующим компонентом (наиболее часто используется гранулированный активированный уголь). Также, в комплектацию входит ряд дополнительных модулей:

  • сепаратор – принимает и отправляет задержанные топливные пары обратно в бак;
  • магнитный клапан – ответственный за смену режимов работы;
  • гравитационный клапан – при опрокидывании авто предотвратит перелив топлива;
  • соединительные трубки и шланги.

Из перечисленных составных элементов адсорбирующей системы наиболее главенствующую роль можно отдать магнитному клапану. Именно он несет ответственность за смену рабочих режимов – переключение с режима накопления на режим передачи скопившихся паров обратно в топливный бак. Многие неполадки, касающиеся качественного функционирования адсорбера, часто связаны именно с работой данного клапана. Поломка может привести к тому, что продув полости адсорбера не начнется при запуске двигателя транспортного средства, также, не будет сброшено давление бака. Все это может стать причиной весьма неприятных последствий для авто.

Функционирование автомобильного адсорбера

В функционировании агрегата нет особых сложностей. Однако, можно выделить отдельные нюансы, знание которых не помешает каждому автовладельцу.

Поскольку топливные пары легче воздуха, они поднимаются в верхнюю часть бензобака. Здесь сепаратор, который объединен с гравитационным датчиком, будет их задерживать. Отдельная часть паров конденсируется и затем стекает обратно в бак, находясь в жидком состоянии.

Часть топливных испарений пройдет через сепаратор и гравитационный клапан, в результате чего попадет в адсорбер. Здесь они задерживаются фильтрующей системой и в промежутках между крупными гранулами конденсируются, сохраняясь до момента запуска двигателя автомобиля.

Если двигатель будет запущен, то накопленный в полостях адсорбера бензин будет пропущен открывшимся электромагнитным клапаном в магистраль впускного коллектора или в систему дросселя. Смешиваясь с воздушными массами, которые поступают через дроссельную заслонку, топливные пары в виде воздушно-топливной смеси попадают в цилиндры.

Принцип работы адсорбера понятен и прост. Однако, необходимо учитывать, что его эффективность в разных транспортных средствах будет различной. Данный критерий обусловлен адсорбирующими модулями различного типа.

Основные неисправности и их признаки

Сразу следует уточнить, что перечисленные ниже признаки не всегда будут говорить о проблемах, именно с адсорбером. Поэтому, необходимо своевременно и с комплексно искать причину неисправности вашего авто, не забывая проверить и этот фильтрующий агрегат. Так, к основным признакам неисправности адсорбера можно отнести:

  • потерю мощности на ходу;
  • периодическую разницу показателя с датчика уровня топлива – показывает полный бак и через небольшой промежуток времени указывает на отсутствие топлива;
  • плавающие обороты на прогретом моторе;
  • свист при открытии крышки бака;
  • стук магнитного клапана, который водители часто путают со стуком клапанов;
  • увеличение топливного расхода.

Чтобы подробнее рассмотреть возможные неисправности, необходимо вернуться к устройству системы и отдельно рассмотреть нарушения в работе каждого элемента:

  1. трубочки и шланги. У каждого изделия есть свой ресурс, так с потерей герметичности или тресканием данных изделий автовладелец начинает в среднем сталкиваться после 125 000 км – 130 000 км пробега;
  2. забитые каналы. При эксплуатации постепенно скапливается мусор, включая само абсорбирующее вещество или разрушенные мембраны;
  3. проблемы в работе клапана. Наиболее частой причиной нарушений является заклинивание клапана в одном из положений. Здесь доступны два варианта решения проблемы – замена на новый клапан, что может стать весьма затратным делом, или выполнение ремонта, однако потребуется найти хороших умельцев;
  4. отсутствие напряжения на магнитном клапане. Потребуется проверить проводку, возможен «глюк» реле или сбой в ЭБУ. Ведь именно с «мозгов» поступают сигналы на закрытие/открытие;
  5. проблемы с сепаратором. Все же, данный элемент в большинстве случаев выполняется из пластика, поэтому трещины – не исключение. Это может стать причиной потери герметичности и невозможности преобразования паров в жидкость. Емкость крайне сложно поддается пайке из-за особенных свойств материала;
  6. закончился адсорбирующий наполнитель. Проблема возможная, но очень редкая. Связана она, скорее всего, с другой, более серьезной неисправностью.

При появлении одного из выше перечисленных признаков поломки адсорбера или его клапана рекомендуется как можно скорее обратиться в автомастерскую для проведения качественной диагностики и ремонтных работ. Некоторые водители пытаются решить образовавшуюся проблему «быстро и не дорого», просто отключив адсорбер.

Конечно, использование автомобиля допускается и без фильтрующего устройства, однако это повлечет за собой снижение эксплуатационных характеристик, отразиться на безопасности вождения (постоянно вдыхать воздух с топливным запахом не лучшее решение) и нарушении экологических норм.

| Теги: неисправности адсорбера, какие неполадки могут быть в адсорб