Особенности замены масла в роботизированной коробке передач
19.04.2024930

Особенности замены масла в роботизированной коробке передач

Роботизированная коробка передач (РКПП) – это современная альтернатива классическим АКПП и вариаторам. Такой тип трансмиссии сочетает в себе экономичность, присущую механической КПП, а также удобство и комфорт автоматической коробки передач. При этом РКПП позволяет добиться хороших показателей в плане динамики разгона. По своим конструкционным особенностям, данный тип трансмиссии чем-то схож с привычной МКПП. Однако в отличие от механики, РКПП нуждается в более регулярном техническом обслуживании.

Когда требуется замена масла в коробке-робот?

С какой периодичностью нужно менять масло в РКПП – вопрос, который часто интересует владельцев автомобилей, у которых стоит роботизированная коробка.

Также среди автолюбителей бытует несколько в корне неверных утверждений, будто роботизированная коробка по устройству схожа с механической, поэтому и обслуживать её нужно таким же образом. Другие же уверены, что коробка-робот и вовсе не нуждается в обслуживании, а масло, залитое в КПП предназначено на весь срок службы ТС. Однако это довольно частые и далеко неверные утверждения, которые не имеют ничего общего с действительностью.

Информация и громкие заявления от производителей, что коробка-робот не нуждается в обслуживании – это не больше, чем обычный маркетинг, призванный привлечь внимание клиентов. Сегодня автоконцерны выпускают транспортные средства с определенным ресурсом работы, исправная работа всех узлов ТС обеспечена только в период гарантии, а также еще спустя некоторое время КПП, ДВС и другие конструкционные элементы автомобиля будут функционировать без каких-либо проблем. Однако достигнув определенной отметки, транспортное средство в буквальном смысле начинает «сыпаться на ходу».

К примеру, на многих современных ТС трансмиссия является официально необслуживаемым агрегатом, о чем может быть сказано в инструкции к эксплуатации и прочих мануалах. Учитывая то, что средний гарантийный срок автомобиля составляет около 100-200 тысяч км (в зависимости от автопроизводителя), то и ресурса работы всех остальных узлов хватит в среднем на 140-240 тысяч км пробега. Однако если своевременно проводить ТО, следовать всем рекомендациям и правилам эксплуатации, тогда и срок службы основных узлов ТС можно заметно продлить. Это же касается и РКПП.

Говоря о разновидностях трансмиссии, нужно заметить, что роботизированная коробка может быть выполнена на двух принципиально отличающихся механических схем:

  • Преселективные РКПП с двумя сцеплениями (типа DSG);
  • РКПП с одним сцеплением (типа АМТ).

Каждая из них имеет свои особенности и конструкционные отличия.

РКП с одним сцеплением

РКП типа АМТ – это автоматизированная механика, конструкционно оснащенная исполнительными сервомеханизмами. В автомобилях с таким типом трансмиссии, специалисты рекомендует проводить первую замену масла спустя 5-10 тысяч километров пробега, после чего нужно проводить регулярную замену рабочей жидкости каждые 50-70 тыс. км.

Важно заметить, что менять трансмиссионную жидкость нужно даже в том случае, если автомобиль не преодолел нужный порог пробега. Как и в двигателе, в трансмиссионных жидкостях срабатываются присадки, происходят процессы окисления и постепенно накапливается конденсат. Именно по этой причине, рекомендуется менять масло 1 раз в 3-4 года даже в случае, если ТС эксплуатируется не на постоянной основе, а пробег не достигает нужных показателей для замены.

При ненадлежащей эксплуатации, автомеханики рекомендуют сократить интервал замены масла в КПП на 25-45% (в зависимости от условий, в которых эксплуатируется автомобиль). Масло для коробки-робот нужно покупать только то, которое рекомендовано и одобрено самим производителем.

Также роботизированные коробки типа АМТ могут оснащаться гидроприводом сцепления. В таком случае производить замену нужно 1 раз в 2 года.

Преселективные РКПП с двумя сцеплениям (DCT)

Несмотря на то, что РКПП с двумя сцеплениями имеет определенные конструкционные схожести с механической КПП, конструкционно она сильно отличается не только от механики, но также и от однодисковых роботов типа АМТ.

Коробка-робот типа АМТ имеет гидроблок (мехатроник), а также очень требовательна к качеству, состоянию и уровню масла. Обслуживание РКПП с двумя сцеплениями осуществляется по аналогии с вариаторной и автоматической коробкой передач, но уже с определенными особенностями.

Первая замена масла производится спустя 5-10 тысяч километров пробега (после покупки ТС без пробега), одновременно меняется и масляный фильтр. При регулярном ТО (согласно мануалу от производителя), необходимо проводить контроль состояния и уровня трансмиссионной жидкости. Не допускается наличие в масле стружки, осадка и других загрязнений. При эксплуатации ТС с ненадлежащим по состоянию маслом, КПП быстро выйдет из строя (появляются задиры, перестают работать соленоиды и т. д.). Полная замена масла проводится каждые 45-55 тыс. км.

Толчки, вибрация и рывки при переключении передач – основные признаки, указывающие на проблемы с КПП и состоянием трансмиссионной жидкости. Как правило, в такой ситуации проводится полная замена масла, а также промывка гидроблока и коробки.

Заключение

Несмотря на то, что многие имеют ошибочное представление о том, что РКПП не нуждается в замене трансмиссионной жидкости, на практике дела обстоят совершено иначе.

Чтобы продлить срок эксплуатации ТС, специалисты рекомендуют регулярно проводить ТО и своевременно менять рабочую жидкость. В среднем замена масла для РКПП проводится каждые 50-70 тыс. км пробега (в зависимости от условий эксплуатации ТС).