Отличия роботизированной коробки передач от автоматической
20.04.2024564

Отличия роботизированной коробки передач от автоматической

Отличия роботизированной коробки передач от автоматической

Без всяких сомнений, коробка переключения скоростей – ключевое устройство транспортного средства, которое отвечает за передачу мощности от двигателя внутреннего сгорания непосредственно к ведущим колесам. На сегодняшний день любое авто обладает автоматической или механической трансмиссией. Однако стоит отметить, что «автоматы» с течением времени заменяют механические коробки. А некоторые водители даже не понимают, в чем заключается отличие коробок типа автомат и робот, потому что они обе переключают скоростные передачи на автомобиле без воздействия водителя. 

В этой статье мы намерены подробно разобрать гидромеханический автомат и роботизированную коробку, а также рассмотрим основные отличия робота от АКПП.

Как отличить автоматическую коробку переключения передач от «робота»?

Прежде всего,  автоматическая трансмиссия включает в себя следующие варианты:

  • АКПП, то есть традиционный автомат гидравлического вида;
  • РКПП или роботизированная коробка автомат;
  • вариаторная коробка CVT, друними словами, бесступенчатая коробка переключения передач).

Тем временем важно учитывать, что все автоматические коробки передачи абсолютно разные ввиду их конструктивных и эксплуатационных характеристик.

Начнем с того, что в традиционном автомате гидравлического типа изменения передаточного числа напрямую зависят от текущей скорости движения транспортного средства. Более того, такие изменения совершает ступенчатая планетарная коробка передач вместе с гидротрансформатором, который ответственен за функцию сцепления.  

Нужно отметить то, что в коробках  предложенного типа все ступени переключаются благодаря давлению рабочей  жидкости, которое, в свою очередь, создается гидронасосом. Вдобавок, АКПП могут различаться количеством ступеней из-за автомобильного класса или внедренного ДВС, который функционирует совместно с традиционным гидроавтоматом. Согласно этому принципу выделяют следующие виды АКПП:

  • четырёхступенчатые;
  • пятиступенчатые;
  • шестиступенчатые;
  • семиступенчатые;
  • восьмиступенчатые.

Проще говоря, АКПП – это  конструктивно сложный агрегат, который включает в себя такие составляющие как:

  • планетарный редуктор;
  • гидротрансформатор, то есть благодаря трансмиссионной жидкости происходит трансформация и передача крутящего момента;
  • соединительные барабаны и валы;
  • непосредственно блок управления АКПП;
  • фрикционные и муфты свободного хода;
  • гидроблок;
  • масляный насос.

Гидроавтомат в своем традиционном виде функционирует по принципу переключения передач, основываясь на скорости. При этом само переключение создается благодаря  электронным агрегатам и взаимодействующим между собой гидромеханического привода и  планетарных компонентов редуктора.

Как правило, выделяют следующие характерные преимущества автоматической трансмиссии:

  • удобство, длительный срок службы и надежность устройства благодаря зарекомендовавшим себя технологическим процессам за годы выпуска подобных коробок передач;
  • в тандеме с традиционным гидроавтоматом двигатель транспортного средства не подвергается серьезным нагрузкам.

И, тем не менее,  для автоматической трансмиссии характерны следующие отрицательные качества:  

  • потеря силы двигателя внутреннего сгорания;
  • задержка при переключении ступеней, при этом автолюбитель чувствует небольшие толчки;
  • повышенная цена трансмиссии, высокий топливный расход, весьма дорогостоящий сервис и постоянный ремонт, лимит по буксировке и нагрузкам на коробку передач.

Техническое обслуживание АКПП подразумевает:

  • регулярный контроль уровня и качества трансмиссионной жидкости ATF;
  • визуальный осмотр коробки передач на наличие повреждений и течи;
  • регулирование и настройка, в случае если возникает необходимость.

 Роботизированная трансмиссия и ее свойства

Характерным отличием робота от АКПП считается наличие механической коробки передач с электронным контролем, которое ответственно за работу сцепления и выбор и переключение скоростных передач. Такая коробка функционирует также, как и обычный автомат.

По своей конструкции коробка передач схожа с классической механикой и оснащена подобным сцеплением. Кроме того, само переключение в такой коробке совершается путем работы исполнительных механизмов, а также ЭБУ. Из этого следует то, что РКПП представляет собой автоматизированную коробку механического типа.

Подобная трансмиссия отличается от обычного автомата более доступной ценой изготовления, а также более лояльным сервисным обслуживанием.  Но среди недостатков можно выделить пониженный комфорт, то есть явные задержки при переключении скоростного режима, толчки и даже рывки. Сюда же можно отнести слабое сцепление и бьющую по кошельку стоимость запчастей при вынужденной их замене.

Учитывая все вышеописанное, можно отметить то, что РКПП вряд ли могли «на равных» соперничать с АКПП, однако, впоследствии возникли новые преселективные коробки-робот, оснащенные двумя сцеплениями.

Основным недостатком роботизированной скоростной коробки является слабое переключение режимов скорости. Именно из-за этого недостатка разработчики создали систему, позволяющую увеличивать скорость переключения. Так, появилась робот- коробка, оснащенная двумя сцеплениями, при этом сцепление подразделяется на два вида:  «мокрые» и «сухое». Это устройство намного дороже, а ее  конструкция является сложной, однако, переключается она молниеносно.

Огромным плюсом можно назвать высокий уровень КПД и заметную топливную экономичность. Но тут опять же не обойтись без недостатков: сниженный ресурс, сложный блок управления, завышенные требования к качеству и свойствам рабочей жидкости, откровенно небольшую службы дисков сцепления.

Таким образом, нужно отметить характерные различия роботизированной от автоматической трансмиссии. Несмотря на то, что транспортные средства обеих коробок не оснащены педалями сцепления, их КПП сильно разнятся.

Суммирую все вышеописанное, можно выделить следующие ключевые отличия автомата от робота:

  • сама конструкция: робот-коробка базируется на механике ЭБУ, а автомат – на гидравлическом двигателе;
  • переключение скоростных передач: автоматизированная коробка переключает скорости легко, но коробка-робот – быстрее;
  • ручное переключение скоростных передач: у некоторых автоматов не такой возможности, в отличие от роботизированной трансмиссии;
  • количество топлива и масла: робот намного экономичнее автомата;
  • стоимость сервисных и ремонтных работ: автомат чаще обслуживается, но робот – дороже.

Соответственно, для того, чтобы определить, какая из двух коробок передач необходима автолюбителю, рекомендуется выявить для себя значимость всех вышеперечисленных принципов.