Раздаточная коробка, что это, принцип работы и виды

Раздаточная коробка: что это, принцип работы и виды


    В этом десятилетии большую популярность обрели автомобили с высокой проходимостью, кроссоверы и внедорожники. Полноприводные машины позволяют автомобилистам при езде не только на пересеченной местности, но в городе. В подобных машинах раздаточная коробка помогает реализовать до максимума все преимущества полного привода.


Что собой представляет раздаточная коробка?


    Как известно, в машинах с передним приводом крутящий момент, преобразованный скоростной коробкой передач и созданным силовым агрегатом, передается сразу на ведущие колеса ТС. В случае если машина полноприводная, лучше всего распределять крутящий момент равномерно между осями. Кроме того, порой нужно поменять само значение крутящего момента, которое идет на определенную ось при езде автомобиля.
Именно раздаточная коробка выполняет функцию распределения усилия от мотора между передней и задней осями. Она может повысить числовой показатель крутящего момента до необходимой ступени. Эта способность, как нельзя кстати, подходит для езды по дорогам плохого качества, каких в нашей стране, мягко говоря, достаточно. 


Из чего состоит раздаточная коробка?


«Раздатка» монтируется между коробкой передач и валами, которые непосредственно ведут к осям. Вне зависимости от типа она состоит из:
►механизма блокировки;
►ведущего вала;
►межосевого дифференциала;
►актуатора, который ответственен за включение функции блокировки;
►синхронизатора, отвечающего за функцию включения понижающего ряда при движении;
►цепной/зубчатой передачи;
►карданных валов привода осей.


Типы раздаточных коробок


Принято выделять несколько классификаций раздаточных коробок. Давайте рассмотрим каждую из них подробно.
По приводу ведущих мостов раздаточная коробка может быть:
с дифференциальным приводом;
с блокировочным механизмом привода ведущих мостов.
Первый тип коробок характеризуется наличием межосевого дифференциала, позволяющим крутить ведущие валы с различными скоростными режимами. Среди нюансов можно отметить снижение проходимости машины. Так, чтобы увеличить тяговые свойства, водители прибегают к изготовлению межосевых дифференциалов с элементом принудительной блокировки.
Второй тип коробки дает возможность использовать силу тяги автомобиля без всякой пробуксовки колес на полный максимум. Недостатком такой коробки считается увеличение топливного расхода, повышенный износ автомобильных шин, а также повышение нагрузки на трансмиссионные элементы.
По локализации валов привода ведущих мостов она бывает:
с соосными валами;
с несоосными валами.
«Раздатка» соосен с валом популярна по причине ее простой конструкции. Она приводит вал с коробки передач соосен с валом привода заднего моста.
Коробка с несоосными валами характеризуется маленьким размером и довольно высоким КПД. Она приводит вал КПП не соосен с валом привода заднего моста.
По числу передач выделяют коробки следующих видов:
►одноступенчатые;
►двухступенчатые;
►трехступенчатые.
Особой популярностью пользуются коробки с двухступенчатой передачей.


Как работает раздаточная коробка?


Прежде всего, принцип работы коробки строится на его конструкции. Она функционирует следующим образом: сперва коробка передач посылает крутящий момент на ведущий вал «раздатки», который передает его на межосевой дифференциал. Он, в свою очередь, нацелен на подачу крутящего момента валу привода задней и передней осей. После чего крутящий момент отправляется на мост или на два моста сразу. Все зависит от выбранного режима работы коробки.
Стоит учитывать то, что механизм блокировки частично или полностью отключает межосевый дифференциал. Таким образом, формируется жесткое сцепление, а также равномерная скорость вращения приводных валов переднего и заднего мостов.
Интересно, что наиболее надежным видом коробки считается шестеренчатый, поскольку его можно заменить другим типом. Такая коробка оснащена 4 валами, на них располагаются шестерни, который позволяют компонентам раздаточной коробки функционировать в тандеме.


Каковы режимы работы раздаточной коробки?


Режим работы раздаточной коробки подразделяется на несколько видов, то есть:
два ведущих моста имеют крутящий момент;
два ведущих моста функционируют, а межосевой дифференциал заблокирован;
функционирует лишь задний мост;
дифференциал заблокирован на автомате, два ведущих моста функционируют;
два моста функционируют, но передача их понижена, а дифференциал заблокирован. При таком раскладе наблюдается наиболее высокая проходимость у ТС.
Режимы работы раздаточной коробки переключаются посредством рычага или же кнопками. Переключение при этом бывает с электрическим, гидравлическим, механическим и пневматическим приводом.

Категория: Полезное | (09.06.2021)