Система зажигания в автомобиле
18.04.2024440

Система зажигания в автомобиле

Система зажигания – это совокупность различных устройств и приборов, которые обеспечивают появление искры для воспламенения топливно-воздушной смеси.

Разновидности систем зажигания

Все разновидности имеют одно общее назначение – создание тока высокого напряжения. Отличаются же между собой только способами создания управляющего импульса.

Так, по способу создания подразделяют на 3 вида:

  • Контактная. В контактной схеме распределение и управление электрической энергией осуществляется за счет механического устройства – прерывателя-распределителя. Импульсы в контактной схеме создаются непосредственно во время работы на разрыв контактов.
  • Бесконтактная. Для управления и накопления энергии, в бесконтактной системе применяется транзисторный коммутатор, который и создает управляющие импульсы. Электронно-транзисторное устройство в такой системе выполняет роль прерывателя, а распределение тока осуществляется за счет механического распределителя.
  • Микропроцессорная схема. В такой системе применяется электронный блок, который и позволяет управлять процессом распределения и накопления электрической энергии.

В двухтактных ДВС, не имеющих внешнего источника питания применяется система типа «магнето».

Элементы системы зажигания

Основные элементы системы имеют одно общее устройство:

  • выключатель зажигания;
  • свечи зажигания;
  • устройство накопления энергии (прерыватель, микропроцессорный блок управления, транзисторный коммутатор);
  • высоковольтные провода;
  • источник питания (генератор и АКБ);
  • накопитель энергии;
  • блок распределения энергии по цилиндрам ДВС (механический распределитель, электронный блок управления).

Аккумуляторная батарея (АКБ) – основной источник питания непосредственно в момент пуска ДВС.

Накопитель энергии – устройство, необходимое для аккумуляции и преобразования энергии, которая впоследствии применяется для создания электрического разряда. В современных транспортных средствах может применяться система зажигания с индуктивным и емкостным накопителем.

Емкостный накопитель – устройство, имеющее форму емкости, которая заряжается за счет повышенного напряжения, а в нужный момент передает всю энергию на свечу зажигания.

Индуктивный накопитель – это автотрансформатор, который подключается через устройство разрыва к минусовому полюсу, а первичная обмотка подключается к плюсовому полюсу.

Выключатель зажигания – ЭБУ, предназначенный для подачи в систему зажигания напряжения.

Блок распределения энергии (трамблер) – элемент конструкции, необходимый для распределения электричества по высоковольтным проводам на все свечи блока цилиндров.

Высоковольтные провода – одножильные кабеля с усиленной изоляцией для передачи напряжения от блока распределения к свечам.

Блок управления – устройство, предназначенное для определения начального момента накопления энергии, а также дальнейшей ее передачи на свечи зажигания.

Свечи зажигания – предназначены для воспламенения топлива внутри цилиндров ДВС.

Принцип работы

Последовательность всех процессов работы выглядит следующим образом:

  • вначале аккумулируется электрическая энергия;
  • далее происходит преобразовании энергии и распределение её по свечам;
  • в камере сгорания образовывается искра и происходит воспламенение.

Важно! Система зажигания ТС должна быть идеально отрегулирована. Неисправности в системе могут привести к:

  • нарушению работы электронных компонентов;
  • неравномерной работе ДВС – «троение» или прекращение работы при пропусках искрообразования в цилиндрах;
  • невозможности запуска двигателя.

При первых признаках неисправности, рекомендуется провести соответствующую диагностику и исправить возможные проблемы с нормальным функционированием основных элементов, предотвратив более дорогостоящий ремонт в будущем.

Основные неисправности

Дефекты свечей зажигания – наиболее частая проблема, которая возникает в процессе эксплуатации автомобиля. Также часто выходят из строя и другие элементы:

  • катушка зажигания;
  • транзисторный коммутатор;
  • ЭБУ;
  • разрыв соединений в цепях (низковольтных и высоковольтных).

В системах бесконтактного типа нередко выходит из строя вакуумный и центробежный регулятор опережения зажигания.

Если причина неисправности кроется в свечах зажигания, то чаще всего виной этому является попадание внутрь системы влаги, использование заведено бракованной детали, перегрев свечей и естественный износ. Однако причин может быть гораздо больше, поэтому для установления понадобится соответствующая диагностика.

Причины неисправности СЗ

Основными причинами неисправностей являются:

  • воздействие на компоненты системы внешних факторов (атмосферное воздействие и различные механические повреждения);
  • нарушение правил эксплуатации ТС (несоблюдение периодичности прохождения ТО, использование некачественного топлива, непрофессиональное обслуживание системы зажигания и т. д);
  • замена и последующая установка заведомо некачественных конструктивных элементов системы;
  • естественный износ.

При любых подозрениях на проблемы с работой системы зажигания, специалисты рекомендуют незамедлительно обращаться в специализированный автосервис. Провести диагностику и выявить причины неисправности без соответствующих знаний, опыта и инструментов - невозможно. А чтобы предотвратить более дорогостоящий ремонт, в процессе проведения ремонтных работ необходимо использовать только качественные комплектующие товары.

Признаки неисправности

Отказ или нестабильная работа ДВС – один из основных признаков, указывающих на наличие проблемы.  Нередко причиной неисправности может стать топливная система и система впрыска, поэтому при диагностике проводится комплексная проверке всех связанных узлов и агрегатов автомобиля. Также о наличии проблем может указывать повышенный расход топлива и снижение мощности двигателя.

Диагностика

Чтобы точно диагностировать проблему, специалисты применяют сразу несколько различных способов диагностики:

  1. Визуальный осмотр – один из первоочередных этапов при проверке системы на наличие возможных визуальных повреждений и других проблем с нормальной работой узла.
  2. Сканирования и считывание кодов ошибок – это возможность максимально точно выявить в какой системе имеется та или иная проблема.
  3. Измерение напряжения свечей зажигания, проверка их зазоров и сопротивление бронепроводов.
  4. Использование мультиметра для проведения замеров сопротивления вторичной и первичной обмотки катушки.

Чтобы точно выявить проблему и причину неисправности, специалисты рекомендуют доверять диагностику только специализированным компаниям и сервисным центрам с необходимым на то оборудованием.

Анализ системы зажигания ТС

При анализе работы проверяются различные показатели искрообразования:

  • угол опережения зажигания;
  • напряжение горения;
  • максимальное напряжение во вторичной цепи;
  • длительность горения и угол замкнутого состояния контактов.

Нужно заметить, что независимо от типа системы, принцип проверки и анализа не имеет кардинальных отличий, поэтому является актуальным для любой современной системы зажигания.

Требования

Основными требованиями являются:

  • своевременность момента воспламенения смеси – искра, издаваемая от свечей зажигания должна образоваться в соответствии с оптимальным при текущих условиях работы ДВС углом опережения зажигания;
  • обеспечение искры в нужном цилиндре – образование искры в соответствии с порядком работы цилиндров;
  • достаточная энергия искры для нормального воспламенения рабочей смеси.

Надежность – общее требование, предъявляемое ко всем видам систем зажигания автомобиля. 

Важно! Неисправная система зажигания может вызвать неполадки как при запуске, так и при работе ДВС.

Заключение

Система зажигания - это совокупность различных устройств, узлов и конструкционных элементов, без которых невозможна нормальная работа ДВС. При появлении первых признаков неисправности, рекомендуется незамедлительно обращаться в сервисный центр за соответствующей диагностикой.

Регулярное ТО, правильная эксплуатация и использование качественных элементов системы - залог успешной и беспроблемной эксплуатации. Именно по этой причине, специалисты рекомендуют строго соблюдать плановое обслуживание.