Срок службы аккумуляторных батарей
28.03.2024503

Срок службы аккумуляторных батарей

Для запуска двигателя автомобиля, питания бортовой сети электроснабжения необходим автомобильный аккумулятор. Столь важное устройство имеет к сожалению ограниченный срок применения и, более того, даже совершенно не используемый АКБ все же с течением времени неизбежно стареет. Следовательно, при выборе аккумуляторной батареи следует точно узнать: срок годности - для этого требуется понимание как определить дату её производства; ресурс которым она наделена; срок службы - для примерного понимания времени ее замены - и пр. Необходимо учесть также габариты, полярность аккумуляторной батареи, её пусковой ток.

Срок службы аккумулятора 

Сам АКБ представлен в виде корпуса произведенного из пластика, внутри которого зафиксированы пластины состоящие из свинца и диоксида свинца залитые электролитом - смеси серной кислоты с водой. Именно такой раствор позволяет между пластинами перемещаться потоку электронов - так идёт отдача заряда, последующее его накопление при зарядке АКБ.

Заметим, что срок действия свинцово-кислотного варианта конструкции при хорошем его качестве составляет 4...5 лет, позволяет пробежать авто 70...100 тыс. км - это в среднем. Дешёвые аналоги прослужат примерно наполовину меньший срок.

Что сократит период эксплуатации

  • чрезмерно активное использование - многократные зарядки/разрядки укорачивают срок службы;
  • неисправность процесса зарядки АКБ от генератора либо частая посадка аккумулятора «в ноль» по прочим причинам;
  • работа при сильных морозах, а также значительные перегревы до экстремальных температур срок службы сократят неизменно;
  • ошибки при зарядке батареи зарядными приспособлениями;
  • несоответствие плотности электролита рабочему климату автомобиля укоротит срок эксплуатации батареи тоже;
  • сократят срок службы ошибки выбора АКБ по ёмкости, пусковому току и пр. параметрам.

Чрезмерно нагружается АКБ также, когда требуется длительно крутить ДВС стартером. Краткие поездки всего на 2...3 км не дают возможности батарее получить достаточного уровня заряд от генератора. Недостача заряда в батарее аккумулятора ведёт к расслоению электролита, однородность его теряется, он становится вертикально расслоенным. 

Верхний слой раствора из более «лёгкой» кислоты повреждает пластины, а нижний - тяжёлый вырабатывает электрический заряд чрезмерно. Так аккумулятор портится. Вибрации при езде по ухабам также «убивают» батарею. На авто заводящемся с пол-оборота и длительно движущейся по отличной трассе батарея прослужит дольше. 

Общее же состояние аккумулятора определить довольно сложно. На обслуживаемых АКБ ведут диагностику, проводят замеры плотности электролита, изменяют плотность и уровень электролитической смеси при потребности и пр. С батареями Учитывая возраст изделия, проведенные замеры возможно приблизительно предположить состояние батареи.

Общее правило: предпочтительно менять АКБ раз в 4 года, даже в случае когда батарея еще изрядно работает. Отследить её нарушения сложно и в любой момент двигатель просто внезапно в морозный день не заведётся.  

Дата производства аккумулятора 

Поскольку даже совсем новая батарея неизбежно стареет - внутри её непрерывно идут химические реакции, то реализована она должна быть в срок до полугода. Если изделию более 6-ти месяцев с момента производства, то покупать его не стоит.

Год, месяц создания прибора указывается кодом - буква латиницей обозначает месяц, а последующая цифра - год. К примеру, литера А на приборе обозначает январь, В укажет на февраль, далее идущая цифра 0 укажет на 2000 г. - это год производства, если стоит цифра 1 - укажет она на 2001-й г. и т.д.

Дополнительно нужно определить ток холодного запуска - укажет возможности аккумулятора к прокрутке коленвала ДВС при температуре в -17 С при пониженном заряде АКБ, узнать резерв его мощности - даст возможность определить период действия АКБ в условиях, когда на него не станет идти заряд от генератора.

Специалисты рекомендуют учесть 

  1. Глубокие разряды батареи становятся причиной выхода из строя даже достаточно нового высококлассного изделия досрочно.
  2. Зимние нагрузки на АКБ значительны - ещё летом достаточно хорошо работающая батарея способна выйти из строя мгновенно при первых даже небольших заморозках - замените аккумулятор до их начала. 
  3. Снижение плотности электролита в холодный период ведёт к его замерзанию - разрушаются пластины и т.д. 
  4. Периодические осмотры АКБ обеспечивающие его сохранность необходимы - нельзя допустить вздутия АКБ, присутствия трещин на корпусе, а также появление потёков электролита, устойчивого сернистого запаха, говорящих о перегреве аккумулятора.
  5. Проверки тестером, диагностика должна вестись на полностью заряженной батарее и конечно клеммы и выводы следует прежде почистить пищевой содой и водой
  6. На обслуживаемых АКБ, действующим более 1 года необходим контроль уровня и состояния электролита, отслеживание прозрачности его, плотности. Помутнение, изменение цвета на черный указывает, что замена АКБ уже близка

Выводы

Вышеизложенное позволяет понять, что количество использованных аккумуляторов на 100 тыс. км. пробега либо за 5-ти летний период пользования авто может быть различным. В одних случаях это 1, в других же может потребоваться заменить 2...3 и возможно даже более.

Кратковременные поездки, простои в холодный сезон, неправильная зарядка и пр. сократят срок действия батареи примерно на 30...40%. Окисленные клеммы, элементы коррозии, появившаяся течь электролита срок службы батареи аккумулятора неизбежно укоротят.